Мало не значит плохо

В 2013-2014 учебном году в Кузнецовской средней общеобразовательной школе трое выпускников. В прошлом году было четверо. И в этом нет ничего удивительного — Кузнецовская школа, как и еще 439 школ Новосибирской области, официально считается малокомплектной.

Обязательными условиями для признания школы малокомплектной являются её единственность в населённом пункте и количество учащихся меньше 100. Так, например, в моём родном Баганском районе таких школ восемь: четыре основных (т. е. все основные школы района) и четыре средних.

Взгляд сверху

Малокомплектные школы — обычное дело для села. Снижение рождаемости, отток населения из-за отсутствия работы или в целом более низкого, чем в городе уровня жизни — среди прочих следствий этих явлений и уменьшение количества учащихся.

О положении и проблемах малокомплектных школ рассказала Галина Павловна Бондаренко, заместитель начальника управления образованием Баганского района.

— Ещё в начале 2000-х в районе не осталось самостоятельных начальных школ — часть из них была закрыта, а остальные стали структурными подразделениями базовых школ, куда был организован подвоз учащихся. Такие изменения были продиктованы необходимостью. По новым образовательным стандартам дети должны изучать информатику и иностранный язык со второго класса, а для этого нужно подготовить специалистов и материальную базу, что в условиях села сделать довольно сложно. Да и в целом учащиеся попали в лучшие условия, чем были в их прежних школах; раньше начинается их адаптация к жизни в большом коллективе. Ведь одно дело, когдав классе 2-3 ученика, и совсем другое, когда 10-15. Это полезно само по себе: во взрослой жизни нынешние ученики должны будут работать в больших коллективах. Да и эффект соревновательности никто не отменял, ведь любому человеку интересней чем-то заниматься, когда он это делает не просто так, а чтобы «посостязаться» с другими.

Несколько по-другому дело обстояло с основными школами, в частности, с Кавказской и Славянской. В последние два года работы Кавказской ООШ в ней обучалось 16 детей, на которых приходилось 12 учителей. Аналогичная ситуация складывалась и в Славянке. В этих школах столовые размещались в помещениях, изначально предназначенных для других целей; не было спортивных залов, и уроки физкультуры приходилось проводить в коридорах. В то же время в соседних сёлах находились относительно новые, современные здания школ. В итоге после схода граждан было принято решение реорганизовать Кавказскую и Славянскую школы в начальные, а детей с пятого по девятый класс из Славянской основной школы перевести в Водинскую, а из Кавказской — в базовую Савкинскую среднюю школу.

На данный момент школы закрывать не планируется. Конечно, сокращение количества школ с малой наполняемостью классов выгодно в экономическом плане; этого никто не отрицает. Но данный фактор никогда не был решающим. Куда важнее то, что у детей появляется возможность получать более качественное образование в лучших условиях. Конечно, мы бы могли несколько изменить сложившуюся на данный момент в районе сеть школ. Например, Кузнецовская и Андреевская средние школы — обе малокомплектные — находятся совсем недалеко друг от друга. Одну из них можно было бы оставить основной, а учеников 9-11 классов перевести в соседнюю. Но, как показывает практика, то, что на первый взгляд кажется целесообразным, не всегда оправдывает ожидания. Поэтому цель района на данном этапе — сохранить все имеющиеся школы.

Если рассказывать о проблемах, то нужно говорить о сельских школах вообще, а не только о малокомплектных. В какой-то мере малокомплектным школам даже везёт — этот статус защищает их. В настоящий момент все образовательные учреждения переходят на нормативное подушевое финансирование, но в малокомплектных школах используется особый механизм, благодаря которому они не страдают от нехватки денежных средств и могут полностью выполнять свои функции.

В целом же… Сельские школы находятся в очень сложном положении. Точнее, не сами школы, а учащиеся и учителя.

Из-за отсутствия параллельных классов мы не можем организовать профильное образование, дети вынуждены учиться по общим образовательным планам и не имеют возможности углубленно заниматься тем, что им интересно и пригодится в будущей профессии. Как уже говорилось выше, в маленьких коллективах нет соревновательности, нет стимула «быть лучше других». Возможно, именно поэтому дети сталкиваются с некоторыми проблемами в самореализации и социализации. Хотя, конечно, в этом вопросе нельзя всю ответственность перекладывать на школу (ни для кого не секрет, что в сёлах процент социально незащищённых семей выше).

Для учителей проблема заключается в том, что они не могут реализовать весь свой потенциал. Если ребёнок не хочет узнавать что-то новое, учиться, то даже при всём желании его не получится заставить делать это. А ведь учитель знает, что и как можно сделать. И как тут не опустить руки? Молодые педагоги всё чаще перебираются в город. А в селе остаются настоящие патриоты своей малой Родины и своего дела.

Взгляд изнутри

Такая далеко не радужная складывается картинка. Малокомплектные школы больше не будут закрывать — это хорошо. Но получается, что детям учиться в них не особо комфортно. Хотя у меня много знакомых из сельских школ, и сказать, что они не могут самореализоваться (да ещё и потому, что учатся или учились в маленьких школах), язык не повернётся.

Взять для примера ту же самую Кузнецовскую СОШ: о том, что она малокомплектная, я узнала только тогда, когда начала работать над статьёй. Я всегда считала кузнецовских ребят одними из самых активных во всём районе. И если нас из нашей большой школы вряд ли можно было чем-то выманить на массовые мероприятия (разве что возможностью прогулять уроки), то ученики Кузнецовской малокомплектной были, казалось, всегда и везде.

Диана Лопандина в этом году заканчивает одиннадцатый класс. Без неё не обходится ни одно мероприятие. Диана — призёр районных предметных олимпиад и спортивных соревнований, победитель научных конференций и конкурсов декоративно-прикладного и фототворчества, исполнительница лучшей женской роли на районном театральном фестивале… Она пишет статьи для районной газеты и каждое лето работает вожатой на уличной площадке. Этакая звёздочка на кузнецовском небосводе. Но на мой вопрос, не исключение ли она из общих правил, отшучивается: «Нет, что ты… Активистов у нас много. Нас ведь желание проявить себя вдохновляет».

— В нашу школьную жизнь большой вклад вносят учителя. Все кружки, в которых мы занимаемся, — это их идея. Они помогают нам открыть в себе новые таланты. Для среднего звена есть несколько спортивных секций, военно-патриотический и интеллектуальный клубы, эколого-биологический кружок и краеведение, несколько кружков, связанных с декоративно-прикладным творчеством, танцевальное объединение… Для начальной школы — свои собственные кружки. Наши ребята постоянно занимают призовые места в районе и области. А «Вечёрушки» (прим.: танцевальное объединение)!.. Начиналось всё с кружка из 6-7 человек (я тоже была в их числе), а сейчас, если не ошибаюсь, ходят 57 ребят. Это ведь больше половины школы! Мы неоднократно становились победителями на районных конкурсах, а это не только минутная радость, но и стимул развиваться дальше. Мне кажется, если ребёнок желает развиваться, узнавать что-то новое, проявлять себя, ему не помешают ни плохие условия, ни малочисленность группы.Даже если ты проигрываешь, это лишь одна ступень к победе. А нас всегда хвалили и давали советы, даже если что-то и не получалось!

По-моему, довольно впечатляющие результаты во внеурочной деятельности для одной небольшой школы. А ведь это — труд всего лишь двадцати учителей, которые, конечно, организуют и непосредственно учебный процесс. Среди этих учителей есть «Учитель года», «Самый классный классный» и победитель конкурса «Сердце отдаю детям» на районном уровне. Именно те патриоты своего дела, о которых говорила Галина Павловна.

Практически все выпускники после окончания школы поступают в высшие или средне-специальные учебные заведения. Если быть совсем точной, то за последние три года сразу после школы образование не продолжил всего один парень, да и то потому, что ушёл в армию. Некоторые ребята оканчивают школу с медалями, а два года назад было сразу двое серебряных медалистов. Вообще в Кузнецовке любят рассказывать о своих студентах. Даже на школьном сайте есть отдельная страничка, посвящённая достижениям выпускников. Вот, например, отрывок из заметки об Оксане Боркут: «Выпускница 2008. Закончила НГПУ с красным дипломом, поступила в магистратуру. У Оксаны есть серьёзные исследовательские проекты социальной направленности, что позволило ей получить гранты в 50 тыс. и 100 тыс. рублей».

Диана и её одноклассники с будущими профессиями уже определились:

— Я с самого детства мечтала стать учителем начальных классов, и эта мечта сохранилась до сих пор. Всегда, когда была возможность, я вела уроки, а летом работала на уличной площадке. Мне говорят, что эта профессия очень трудная, непредсказуемая, но ведь в жизни не всё должно доставать лёгким путём. Ну а если о моих одноклассниках… Алексей будет поступать в железнодорожный колледж, хотя я думала, что он хочет стать историком. А Андрей собирается подать документы на электросварщика, а после пойти в армию…

По официальным данным, более половины выпускников сельских школ продолжают образование в средне-специальных учебных заведениях. Виной тому — более низкое качество подготовки, чем в городских школах. Проблема эта так и остаётся нерешённой. Иногда продолжить обучение на желаемом уровне мешают финансовые трудности. Тем не менее большая часть выпускников не ограничиваются лишь школьным образованием, а это — тоже результат.

Кузнецовские выпускники ставят перед собой чёткие и вполне достижимые цели. Вряд ли при этом они задумываются о том, что учатся в малокомплектной школе. А тем более, какие трудности это несёт. Конечно, определённые проблемы есть, и этого никто не отрицает. Но вот энтузиазму и стойкости сельских школьников и учителей можно даже позавидовать.

Настя Лидли