Цвета весны

Как я побывала на уроке рисования по методике Валентины Степановой

Ходят слухи, что не все дети учатся так, как завещала великая советская школа. Чем сильнее мы углубляемся в XXI век, тем всё больше в Новосибирске появляется частных школ. Наименее увлечённые их создатели стремятся заработать на этом свой первый миллион, а наиболее увлеченные – превратить школу из армии («школы жизни», как мы привыкли это толерантно называть) в место развития творческих способностей ребёнка.

Важное место в гильдии энтузиастов занимает Валентина Степанова, кандидат психологических наук и педагог-новатор. Она автор уникальной образовательной концепции и технологии «Школа развития индивидуальности (Росток)», в которой специально обученные педагоги применяют особый «системно-деятельностный» подход.

Для азарта представив себя молодым родителем, я решила выяснить, в чём этот подход заключается. К счастью, официальный сайт школы позаботился о таких, как я: там можно найти очень много информации, включая своеобразный манифест школы, в котором оценки и порицания сбрасываются с парохода современности. Правда, не все слова с сайта легко понять человеку без педагогического образования. Лично меня напугали такие формулировки, как «эмоционально фригидная личность», «усиление центробежных социальных тенденций» или «организация медико-психологического сопровождения инновационных процессов».

Поэтому мне ничего не оставалось, как пойти на урок и увидеть всё своими глазами.

Мне повезло попасть во второй класс на урок рисования, который вела Валентина Владимировна Мещенко, живой антоним стереотипной учительнице с указкой и пронизывающим взглядом.

Ученики 2 «В» тоже удивили меня своей открытостью: как только меня представили, они бросились ко мне и стали наперебой называть свои имена, пожимать руку, задавать вопросы и даже изучать мой рюкзак (естественно, тактильно).

Урок начинается с обсуждения, которое происходит прямо на полу, на ковре. Учительница сидит вместе с детьми, в положении равного. Тема урока звучит так: «Цвета весны». Перед детьми ставится задача: абстрактно, красками изобразить весну так, чтобы её можно было отличить от зимы или лета (и от осени, конечно, но это настолько очевидно, что не подлежит обсуждению!) Как объяснила потом Валентина Владимировна, цель этой части урока – дать детям задание и сразу обозначить все этапы работы. В отличие от обычной школы, здесь нет пошагового инструктажа: цель задаётся в самом начале, а искать пути решения дети должны сами.

Несмотря на кажущуюся свободу, дисциплина соблюдается. Действует правило поднятой руки, а в тех случаях, когда ситуация начинает выходить из-под контроля, Валентина Владимировна отбивает ладонями сложный ритм, который дети должны синхронно повторить – этот способ действует безотказно. К слову, шум может начаться только тогда, когда слово даётся детям. Когда говорит учительница, второклассники слушают её с раскрытым ртом, в буквальном смысле.

Разговор о цветах разных времен года, конечно, не может быть абстрактным, как, например, разговор о любви. Чтобы наглядно показать цвета зимы, Валентина Владимировна снимает с себя платок. Интересно, разве можно с помощью осязания получить какую-то информацию о цвете? У детей на этот счёт своё мнение.

Роль «лета» играет яркая подарочная коробочка, роль «весны» — целлофановый пакет. Дети наперебой называют цвета, оперируя при этом терминами «тёплый» и «холодный». Весна – синтез тёплых и холодных цветов.

Теперь, когда задание понятно всем, можно приступать к работе. Класс делится на четыре группы по пять человек, каждая из которых занимает один рабочий стол: две сдвинутые парты. У каждой команды есть чистый лист ватмана – один на всех.

И, конечно, эти команды соревнуются между собой: но не в том, кто «лучше нарисовал» (за такие слова, я думаю, учителя могут уволить из школы «Росток», в то время как в обычных школах это главный критерий оценки). Здесь выигрывает тот коллектив, который быстрее освоил работу в команде: договорился, начал работать, решил разногласия мирным путём. Аккуратность – отдельный критерий. Возможно именно это – секрет прекрасной дисциплины, которая действительно бросается в глаза! Вспоминая свой далёкий второй класс, я с трудом представляю себе, чтобы при таком свободном режиме работы кто-нибудь не пролил чёрную гуашь на ковёр или не прыгнул из окна первого этажа в сугроб.

В процессе работы учитель не покидает своих учеников. Если дети допускают какую-то ошибку, взрослый обращает их внимание на эту ошибку, но он не имеет права напрямую говорить, в чём она заключается: он должен с помощью наводящих вопросов помочь ребёнку самому дойти до истины.

Изобразительная деятельность сама подсказывает отличный способ, как это можно сделать: взять ещё не готовую работу и показать её детям со стороны – это даёт возможность увидеть все ошибки. Так делают не только школьники, но и студенты художественных училищ и вузов, и, конечно, профессиональные художники.

В конце урока все работы выкладывают на пол или вешают на доску, в зависимости от того, насколько они высохли. Дети смотрят на свою работу в ряду чужих, обсуждают каждую деталь, отмечают то, что было удачным, а чего можно было избежать. Никакого оценивания, всё только по сути.

Антонина Кощеева

P.S. Уходя с урока, я, конечно, была под впечатлением. Тому, кто отсидел «от звонка до звонка», очень трудно осознать, что для кого-то школа является источником только позитивных эмоций. Поэтому я старалась найти какие-то минусы в этой системе. И мне пришло в голову, что в частных школах детей готовят к жизни, которой не существует. Поскольку в школе все обращаются с ними по-доброму, на равных, уделяют им много внимания и воспринимают каждого как личность, им будет тяжело столкнуться с хамством обычной жизни.

А вот ещё одна деталь, которая заставила меня задуматься. Когда после урока рисования я вышла на улицу, полная положительных эмоций, внезапно я увидела… настоящие цвета весны. Серый, чёрный и коричневый. Иногда жёлтый, но не из-за солнечного света. Теперь для меня этот серо-чёрно-коричневый снег в противовес к голубо-розовым разводам на ватмане – отличная метафора для описания разницы между традиционной государственной школой и школой развития индивидуальности.