Интим-услуги строжайше запрещены
13 марта 1894 года в одном Парижском ночном клубе, чье название по прошествии времени кануло в лету, впервые в мире прошло представление профессионального стриптиза. Спустя ровно 121 год после этого знаменательного события, в небольшом кафе на улице Ленина ко мне подсела девушка.
Естественный макияж и строгое черное платье наводило на мысли если не о менеджменте, то хотя бы о бухгалтерии. Но внешность обманчива: Полина – одна из самых талантливых молодых стриптизерш Новосибирска. Именно она согласилась приоткрыть завесу тайны над манящей темой ночных развлечений и продемонстрировать святая святых любого клуба ― гримерку.
Стоит сказать, что от официального визита все клубы отказались. После знакомства с этим бизнесом чуть ближе, стало понятно, почему директора стараются скрыть своих танцовщиц от посторонних глаз. В общем, гостей клуб не ждал…
Первым человеком, который встретит вас в стриптиз-клубе, будет девушка, исполняющая роль хостес. В ее обязанности входит встреча гостей и выбор для них удобного места. Она же поможет раздеться, устроиться поудобнее, улыбнется вам и окружит заботой. Само собой, нас никто не встречал.
Пустой клуб дыхнул спертым воздухом, в котором перемешались запахи прошедшей рабочей ночи: духи разных марок и ценовых категорий, пот и алкогольные пары. Клуб откроется только в 22:00, до того времени он безраздельно принадлежи арт-директору, администратору и танцовщицам. И они пользуются этой временной властью как можно полнее, так как когда начнется шоу, то уже не будет времени что-то исправить или поменять. Арт-директор придумывает темы вечеринок, образы, декорации, отвечает за костюмы и украшения. Именно от фантазии этого человека зависит, попадут ли гости на Дикий Запад, совершат ли круиз на теплоходе или увидят сказки Ганса Христиана Андерсена с новой стороны.
Пока же клуб пуст. Голые столики сдвинуты к центру, чтобы уборщице было проще уничтожать следы прошедшего кутежа. Только несколько человек оживляют полутемный зал: стайка девушек репетирует движения на сцене возле пилона ― шеста, вокруг которого исполняют танец во время стриптиза. Они наполняют помещение бесстыдной и красочно-манкой эротической дымкой. Среди девушек вдруг появляется совершенно невообразимый персонаж ― карлик в костюме матроса. И сразу же возникает вопрос: кому это может понравится? Полина объясняет:
― Это шоу-балет. К стриптизу они никакого отношения не имеют. Девушки из шоу-балета иногда даже не танцуют топлес. У них просто костюмированное представление. В стриптизерши попасть куда проще, а чтобы работать в шоу-балете нужен опыт работы. У шоу-балета гораздо выше «такса», чем у стриптизерш. У танцовщиц стриптиза вообще нет фиксированной заработной платы, в отличии от шоу-балета. За ночь стриптизерша может вообще ничего не заработать, так как доходы танцовщиц складываются из так называемых приватов ― приватных танцев. Само собой, работа стриптизершей не записывается в трудовую книжку, ведь условия работы нарушают Трудовой кодекс Российской Федерации. С этим же связана огромная «текучка» в стрип-барах.
Девушки продолжают раз за разом отрабатывать слаженные движения, извиваются, словно кобры под дудочкой факира, карлик изображает изумление и стеснение. Этим вечером шоу-балет будет изображать морячков. Все это хоть и вызывает легкий румянец, но основной деятельностью клуба не является. Клуб стоит на стриптизершах, как Земля в представлении наших предков стояла на трех китах.
За дверью с надписью «Гримерка» прячется достаточно большая комната, вдоль стен которой обосновалась длинная вешалка для одежды. Обычная вешалка, таких полно в гардеробе любой школы, например. Там же обосновались зеркала с индивидуальными туалетными столиками, усыпанными разномастной косметикой. На стенах всюду висят какие-то веселенькие постеры. Никаких лишних вещей, гримерка девушкам только для нанесения макияжа, не более. Полина предлагает мне чай, и я, немного подумав, спрашиваю:
― Как девушки попадают в стриптизерши?
― Сайты типа «Работа.Авито» или «НГС.Работа» набиты вакансиями из стрип-баров. Заработная плата указана чересчур высокая, часто от 100 тыс.руб. Многим девушкам это нравится, да и к тому же набирают без опыта. Другой вариант ― если кто-то из работников стрип-бара приводит в клуб девушку, то первый месяц клуб не берет с нее никаких денег себе, а все деньги за приваты делятся между танцовщицей и тем, кто ее привел. Идут чаще всего студентки. Так к нам попадает очень много людей, а клуб может набирать неограниченное количество танцовщиц. Шкафчики для вещей всегда можно приделать.
Стройные ряды деревянных шкафов подтверждают ее слова. Гримерка уютная и светлая, стены выкрашены в розовый цвет. Заметив мое воодушевление, Полина предупреждает:
― Много времени в гримерке не проведешь ― это шрафуется.
― В работе стриптизерши предусмотрены штрафы?
― Могу даже предоставить цифры. Невыход в смену ― 5 тыс.руб., невыход на групповой номер ― 1 тыс.руб., встреча с гостем вне клуба ― 30 тыс.руб. Запрещено знакомиться, оставлять какие-либо контакты, давать координаты и общаться за пределами клуба. Оштрафовать могут за многое: если в «курилке» более одной девушки, если на перекусе собрались несколько человек, если в гримерке группа танцовщиц сразу. Никакой «живой очереди» за кулисами нет, рабочее место девушки — это зал. Одна танцует, остальные общаются с клиентами. Оказывать интим-услуги тоже строжайше запрещено.
Это довольно трудно представить. Целую ночь стриптизерша не может отлучиться из зала дольше, чем на 10 минут. За этим строго следит администратор и хостес. Девушка либо на пилоне, либо работает в зале с гостями. Слово «клиент» мне запретили произносить строго-настрого: «Забудь, здесь нет такого понятия! У нас только гости!» Однако перед тем, как танцовщицу выпустят на ее первый танец, она проходит обучение и стажировку. Обучают новеньких стриптизерши, которые танцуют уже не первый год. Хореограф в клубе предусмотрен, но он работает только с шоу-балетом, а со стриптизершами никак не связан. В общем, каждая девушка отвечает за свое обучение сама. Но и после разрешения работать на сцене обязанности девушки не уменьшаются. Любая работа требует повышения квалификации. Иначе стриптизерша просто не выдержит конкуренции. Постоянно нужно тренироваться ― это обязательное условие. Танцовщица должна красиво работать в партере и на пилоне. Когда у девушки выпадает выходной, она идет в спортзал и учит новые движения.
― Получается, что на плечи девушки ложится полная ответственность за то, что она показывает?
― Арт-директор с нами не работает. Свои образы, платья и танцы мы придумываем сами. Сами покупаем костюмы и делаем макияж. Но на праздники у стриптизерш есть отрепетированные групповые выходы. В обычные же дни мы ничего не придумываем: весь танец, который длится шесть минут ― это сиюминутный экспромт танцовщицы.
Услышав вопрос про заработную плату, Полина рассмеялась и ответила: «Я не получаю деньги за «кувыркания» на сцене!» Рабочая зона стриптизерш ― это зал. Если танец закончен, то девушка идет общаться с гостями. Подобное общение часто заканчивается еще одним «особенным» пунктом стрип-бара, так называемым «crazy-меню». Это «дополнительные услуги»: шоу в душе, танец на столе, возможность отведать фруктов с тела танцовщицы, разукрасить девушку красками с последующим выступлением на сцене ―crazy-меню огромно. Единственным запретом являются интимные услуги. За этим строго следят охранники. Но не стоит считать, что работа в стрип-клубе безопасна. Есть такой пункт меню, как «выкуп»: клиент может заплатить определенную сумму и освободить девушку от работы. Я попросила Полину прокомментировать это. Танцовщица стушевалась, но все же ответила:
― То есть танцовщица в клубе не находится, его сотрудницей на это время не является. Клуб ответственности за нее не несет. Если девушку изнасиловали, выкинули из окна гостиницы или еще что ― сама виновата. Это, пожалуй, самый опасный пункт меню, так как за это время случиться может все, что угодно. Но этот пункт по желанию танцовщиц.
По секрету Полина рассказала, что однажды согласилась на «выкуп», о чем позже очень пожалела: ее ждали двое пьяных мужчин, решивших, что девушка обязана исполнять все их желания беспрекословно. Но подобные темы не обсуждаются. Никому не интересно, что с девушкой случилось вне клуба, какие у нее проблемы, скольких детей она растит, чем болеют ее старенькие родители. Танцовщица пришла в клуб работать, а не жаловаться гостям на жизнь. Чтобы как-то сгладить неловкий момент, интересуюсь про псевдонимы. Все мы знакомы с этими забавными стереотипами о вычурных именах, которые берут себе девушки.
― Очень часто девушки даже не знают имен своих коллег. Кто-то называет себя Эмма, кто-то Жаклин, кто-то Адель. Вся эта анонимность связана не только с имиджем работы, но и с трудностями с трудовым договором. Вообще из-за того, что условия работы не соответствуют Трудовому кодексу, ни о каком трудовом договоре речи не идет. Клуб предлагает «Договор о содействии», но его условия ставят девушек в такие рамки, что проще ничего не подписывать, а договариваться устно.
Разрядить атмосферу не удалось, да и чай давно кончился. На дне кружки «пляшут» чаинки, напоминая тех самых девушек из шоу-балета, что репетировали свое «морское» шоу. Настало время покидать этот храм удовольствий, такой разный для гостей, ищущих здесь отдыха, и для танцовщиц. Прошу Полину напоследок дать некое напутствие девушкам, которые хотят попробовать себя в стриптиз-шоу:
— Стриптиз затягивает очень сильно. Я работаю дважды в неделю, но если в один из свободных вечеров мне нечего делать, я бодра, то я пойду на работу. В итоге получается так, что я работаю каждую ночь. Просто потому, что это как наркотик. Если не взять свою жизнь под контроль, то контролировать ее будет стриптиз и деньги. Потом начнутся проблемы со здоровьем, которые нелегко устранить, ведь каждую ночь тебя тянет танцевать в клуб. Ну, а если все же решились попробовать, то пейте. Если пить, то работается легче.
Перед тем, как покинуть клуб, еще раз заглядываю в зал. Он выглядит намного более прибранным, чем был до этого: столики стоят на своих местах, горит подсветка в полу, светильники на стенах источают мягкий и теплый свет. Веселых девушек и карлика из шоу-балета уже нет, зато вокруг пилона собрались главные героини шоу, ради которых все и приходят в клуб. На всех троих из одежды только шорты, они кричат, ругаются, кто-то показывает на пилоне свои новые умения. На телах заметны синяки, полученные за прошлый вечер работы. Но ближе к десяти часам вечера синяки замажут тональным кремом, босые ноги обуют в стрипы — обувь на высокой платформе, а на губах, густо накрашенных помадой, расцветет приветливая улыбка. Потому что прямая обязанность стриптизерши ― улыбаться, излучать счастье и создавать праздничное настроение. Без исключений.
Анастасия Рац