Объединение школ: за и против неизбежного

С 2012 года в Москве привычные районные школы объединяются в образовательные центры. Основная идея в том, чтобы повысить качество образования. С недавних пор этот процесс начался и в Новосибирске.

Что касается столицы, в Москве давно стояла проблема существенной разницы между школами, находящимися буквально в соседних дворах: одна – общеобразовательная, другая – лицей, но разница в финансировании и качестве образования становилась разительной. В качестве решения предложили объединять сильные школы с более слабыми, чтобы сделать хорошее образование для столичных учеников доступнее. Сейчас массовое слияние школ, продолжавшееся три года, завершено. Однако, согласно заявлениям департамента образования Москвы, они не гнались за количественными результатами. Главными критериями были три слова: качество, доступность, эффективность.

В Новосибирске пока все проще и демократичнее, школы объединяются по собственной инициативе. Самый распространенный вариант – слияние крупной школы с более маленькой. Именно таким был первый опыт, когда левобережная школа №6 соединилась со школой №165. Затем реорганизовалась в образовательный центр гимназия «Горностай», присоединив школу №163.

По словам начальника отдела общего образования мэрии Новосибирска, Марины Фомичевой, объединение позволяет большему числу учащихся получить качественное профильное образование, а также решить вопрос рационального использования школьных площадей. На данный момент во многих районах школы заполнены неравномерно, и стоит проблема чрезмерной загруженности классов. Это можно наблюдать по соседству с любой сильной школой города – в самой гимназии или лицее перенабор и нехватка педагогического состава, в соседней же полупустые классы. Нерационально, но любой родитель будет стараться дать ребенку лучшее и отправить его в школу «посильнее».

Решением этой проблемы и стала организация образовательных центров. Однако что это такое?

Заместитель начальника главного управления образования мэрии, Елена Васильева говорит:

– Такой центр – это синтез программ дошкольного и общего среднего образования, а дальше либо среднего профессионального, либо высшего образования. Все эти ступени должны быть интегрированы и объединяться общей программой.

Согласно замыслу, соединяющимся школам даже не обязательно находиться рядом, важна лишь единая программа обучения. Но опыт Новосибирска показывает, что чаще всего соединяются школы по соседству. Во-первых, потому что основная часть учащихся любой гимназии – это все же набор по месту жительства. Во-вторых, тогда несложно поделить площади: в здание школы поменьше переносят начальное звено и подготовительные классы, а в крупной школе продолжают заниматься среднее и старшее звено.

Сейчас проект планируют развивать: собираются объединяться гимназия №1 и школа №54. Однако пока это инициатива на уровне школьного руководства. Кроме того, в планах расширять уже существующие образовательные центры. Так, по словам Ирины Путинцевой, директора центра «Горностай», рассматривается вопрос о присоединении к «Горностаю» школы №190, которая сейчас обучает в два раза меньше детей, чем рассчитана ее проектная мощность. Пока процесс все еще на стадии переговоров: многие родители против объединения, боясь, что им придется за свой счет ремонтировать здание школы №190. Действительно, чем сильнее школа, тем больше ее финансирование, и часто состояние соединяющихся школ сильно разнится. Гимназии лучше укомплектованы, в них чаще всего есть хороший спортивный комплекс, тогда как «обычные» районные школы продолжают пользоваться старым оборудованием. С одной стороны, это выглядит как несправедливость, с другой, – мы понимаем, что часто ремонт и переоборудование классов велись руками и средствами неравнодушных родителей. Какой смысл делать это, если, возможно, твой ребенок этого класса никогда не увидит?

Не меньше вопросов и от педагогического состава. Когда руководство школ решает объединяться, возникает ряд проблем – будут ли сокращения? Как объединение отразится на зарплате? Увеличится ли нагрузка? Одна из проблем не проговаривается: если учителя привыкли иметь дело с сильными учениками, прошедшими подготовку «своей» школы, как отразится объединение на уровне учащихся? И будут ли они показывать те же успехи, что ученики прошлых лет? Если опасения учителей подтвердятся, то отдельные школы потеряют в своей индивидуальности. Ведь многие лицеи и гимназии гордятся успехами своих учеников по конкретным направлениям, готовя к ним детей с начальной школы. Ученики, которые не прошли такую подготовку, могут просто не справиться с нагрузкой.

Однако эти проблемы, очевидно, решаемы. Так, в образовательном центре «Горностай» не стали объединять классы, лишь изменили их нумерацию – появились классы вплоть до 11-К. Учителя и классные руководители остались на своих местах, хотя первое время и возникали трудности с разграничением ответственности: двое завучей, разногласия по состоянию школ… Сейчас возмущение и отрицательный настрой как учителей, так и детей поутихли, ученики притерлись друг к другу. По отзывам первых выпускников, когда их стало больше, и учиться стало интереснее.

Однако не всегда объединение проходит гладко. Например, в нынешней гимназии №15 в 2007 году эвакуировали учеников, потому что на одном из этажей учащиеся присоединяемой школы распылили неизвестный газ. При появлении первых слухов об объединении в соцсетях между учениками начинаются столкновения, чаще виртуальные, но иногда перетекающие и в оффлайн.

По словам руководителей объединяющихся и уже объединившихся школ, массовое слияние неизбежно. Это предусмотрено федеральным планом реорганизации образования до 2019 года, потому многим школам и гимназиям проще провести слияние сейчас, пока можно – по собственной инициативе и на своих условиях.

Однако сейчас в Новосибирске процесс, видимо, приостановился. Согласно официальному заявлению отдела образования мэрии, на сегодняшний день нет информации о планах по объединению. Кроме того, это достаточно долгий процесс – после инициативы школьного руководства проводится экспертная оценка, обсуждения и совещания.

Говорить же о результатах объединившихся школ пока рано: нужно время, чтобы сравнить результаты выпускников до и после объединения.

Александра Евтушенко