Бердчане изучают язык жестов

Увидев «диалог» глухих, люди оворят: они общаются руками. Действительно, руки — один из главных инструментов передачи информации глухих и слабослышащих людей. Друг друга глухие понимают без проблем, а вот с коммуникацией с людьми, не владеющими жестовым языком, возникают проблемы. В Бердске стартовал проект Совета молодежи города «Школа изучения языка жестов».

— Идея создания подобного проекта родилась у нашего наставника Евгения Коржова. На одном из мероприятий для людей с ограниченными возможностями, он увидел, как работают сурдопереводчики, и понял, что им нужны помощники, — рассказывает Ришат Ибрагимов — организатор проекта. Он также отмечает, что для города эта проблема актуальна. В Бердске около 130 человек — слабослышащие и глухие, а сурдопереводчиков можно пересчитать по пальцам. Цель проекта — не просто обучить жестовому языку, а создать настоящую команду, готовую помогать людям с ограниченными возможностями слуха.

Именно поэтому первые два занятия были посвящены тренингам на командообразование. Кирилл Давыденко, ведущий тренинга, спокойно говорит обучающимся, что часть из них «отсеется», и в этом нет ничего плохого: «к середине проекта из двадцати участников останутся только действительно заинтересованные и готовые работать». Обучаться пришли в основном школьники и студенты. Для кого-то — это просто что-то новое и интересное, а для некоторых — это навык, который пригодится в будущем. Лидия Корнеева, например, учится на сурдопедагога и для неё эта школа — хорошее подспорье и большой шаг на пути к будущей профессии. А Владислава Шандараева — волонтёр, и она уверена, что эти знания и умения лишними никогда не будут.

Весь курс тренинга рассчитан на полгода. Первые два месяца занятий — это базовая подготовка: тренинги и теория. Но уже сейчас участники могут общаться с людьми, ограниченными в возможностях слуха, ведь занятия проходят в клубе, где слабослышащие и глухие проводят свой досуг: играют в бильярд, настольный теннис, общаются друг с другом.

Теоретические занятия проводит председатель общества глухих Сергей Полозюк. На занятиях пока изучают алфавит и числа, но скоро перейдут к простым словам и выражениям. Если у обучающихся возникают вопросы, они обращаются к сурдопереводчику Алексею — сыну их преподавателя. Алексей владеет жестовым языком с самого детства, потому что вырос в «глухой» среде. Он отмечает, что людям с

ограниченными возможностями слуха нужна помощь, когда они идут в поликлинику, к юристу, к нотариусу. Сурдопереводчиков в городе не хватает, и Алексей надеется, что выпускники этой школы скоро придут им на помощь. Одно из первых занятий закончилось вопросом одной из участниц проекта, который она задала, используя жестовый язык: «Вам не тяжело с нами заниматься?», на что Сергей Полозюк на том же жестовом языке ответил: «Я с радостью занимаюсь с вами».

Немного о жестовом языке

Язык, на котором «разговаривают» глухие, слабослышащие и сурдопереводчики, состоит из комбинации жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением губ, а также в сочетании с положением корпуса тела.

Есть несколько заблуждений о жестовом языке:

— Часто за жестовый язык принимают дактилирование букв, когда буквы «изображаются» руками. На самом деле этот способ используется в жестовых языках только для произнесения имён собственных, географических названий и специфичных терминов.

— Также многие думают, что жестовые языки каким-то образом зависят от словесных (звуковых и письменных) языков или произошли от них, однако это не так. На самом деле многие жесты одинаковы или похожи в разных жестовых системах. Например, слово «дом» в русском и американском жестовом языке глухих и в системе жестового языка индейцев обозначается одинаково – руки моделируют форму крыши, со звуковой или письменной формой это не связано. Жесты в большинстве случаев изображают не слова, а сами предметы и действия. А, по мнению некоторых ученых, жестовый язык предшествовал звуковому, то есть люди научились общаться жестами раньше, чем разговаривать.

— Некоторые считают, что жестовые языки были придуманы слышащими, однако это не так. Первый жестовый язык появился во Франции. Шарль-Мишель де л’Эпе наблюдал за парой глухих близнецов, общавшихся с помощью жестов, тем самым установив существование жестового языка. Он решил заняться обучением глухих. Это был первый шаг в развитии жестовых языков.

Аня Кратова