«Без опыта работы»

Основная задача студента — получить качественные знания, которые в дальнейшем помогут ему устроиться на работу, в идеале — на работу по специальности. Но чтобы это сделать, нужно потратить немалые средства. Кто-то поступает на бюджет, кто-то живет на деньги родителей, но все хотят быстрее стать взрослыми и не зависеть ни от кого.

Ульяна Аникеева, студентка второго курса экономического факультета НГУ, давно перестала «сидеть на шее» у родителей:

— Весь первый курс я работала. Сначала была барменом, отработала там немного, а потом надоел ночной образ жизни и уволилась. Затем подрабатывала в «Выходе», но платили мало, и я ушла в «Гуси». На самом деле работу найти не трудно. Нужно просто уверенно идти и быстро учиться.

Вера Харченко, ассистент кафедры теоретической и прикладной социологии факультета социологии Уральского государственного педагогического университета, провела исследование «Совмещение работы и учебы в вузе: новые практики или новые смыслы», в рамках которого определила варианты трудовой деятельности для студента. Два самых распространенных варианта — это низкоквалифицированный труд и фриланс, третий вариант — работа по специальности, встречается реже всего: «Студенты занимаются преимущественно низкоквалифицированным трудом, не требующим специальных навыков, но он может приносить доход, собственные деньги».

Вот и Владимир нашел способ подзаработать:

— Сейчас я работаю в НГУ, а именно дежурным в Общественно-культурном центре, к тому же устроен в лаборатории, — говорит Владимир Артамонов, студент второго курса геолого-геофизического факультета НГУ. — Хочется двух вещей: жить нормально и не зависеть от родителей. К тому же деньги никогда не помешают. В конце концов, и в кафе порой сходить хочется.

В кафе-то хочется, но не все способны совмещать работу и учебу. А ведь нужно покупать продукты питания, предметы первой необходимости, лекарства, и еще много-много всего. На пути студента всегда будет немало трудностей. Во-первых, вариантов, куда пойти работать, не так уж и много. Во-вторых, работодатели предпочитают знакомых или людей, у которых уже есть опыт.

— Я работала в кофейне «Rock-and-Rolla’s» на первом этаже лабораторного корпуса НГУ в переходе, — рассказывает Мария Зыкова, студентка четвертого курса экономического факультета. — Устроилась, потому что это местечко открыл мой знакомый, и пока у него не было работников, решила помочь, тем более расписание позволяло.

Конечно, студенту хочется найти работу по специальности. Но у большинства эти попытки безуспешны. Тогда приоритет меняется, и они соглашаются на те должности, на которых есть сменный или свободный график.

Ольге Шершневой, студентке второго курса факультета журналистики НГУ, повезло. Она как раз входит в ту группу людей, которые уже занимаются тем, чему обучаются:

— После первого курса я должна была взять интервью у практикующего журналиста. Мой выбор пал на главного редактора бизнес-журнала «Статус», заместителя главного редактора журнала «Эксперт-Сибирь» Сергея Чернышова. Во время беседы я заикнулась о будущей летней практике, и он предложил порекомендовать меня в интернет-журнал «Сиб.фм», — рассказывает Оля. — Так, после небольшого «вступительного испытания» в виде репортажа про кинозал «Синема», я и попала в редакцию, а после практики осталась работать внештатником.

Считается, что фриланс — самый удобный вариант, позволяющий учиться и зарабатывать студенту. Он стал популярным сравнительно недавно, и отражает новый подход к труду как работодателей, так и работников: «Увеличение с каждым годом числа работников-фрилансеров, — пишет Вера Харченко, — свидетельствует не только о распространении новых форм трудового найма, но и о трансформациях рынка труда, на который все более сильное влияние оказывают глобальные сети».

Каждый человек ориентируется на свои способности и навыки. Официантка, охранник, бариста, внештатный корреспондент — каждая из этих должностей при правильном распределении возможностей по силам студенту.

Юлия Алерборн