Ученье – свет, а неученье – чуть свет и в поле. Жизнь деревенской школы
В России около 44 тысяч школ. В них обучаются около 14,3 млн. человек. Из них 3,7 млн. получают образование в сельской местности. Цифры внушительные, но если в среднем в одной городской школе учится 300-500 учеников, то в сельских школах их число чаще всего не достигает даже сотни.
В Новосибирской области в Болотнинском районе еще в XIX веке образовалась маленькая деревня – Кривояш. Называлась она так в честь большого озера, вокруг которого она располагалась. По словам директора школы Надежды Ивановны Тимошенко, школа в Кривояше появилась тогда же, больше ста лет назад.
– Это мы узнали у бабушек и дедушек, которые здесь с рождения живут, а им рассказывали их дедушки и бабушки. Вот так все сложно у нас. Но надо ведь детям хоть немного про свою школу знать. Сначала она помещалась в одной из комнат особняка богача Петра Сергеевича Проскокова. Учились в основном мальчики из семей зажиточных крестьян, да и то, только зимой. Одна из «сторожилов» деревни, Матрена Матвеевна Мальцева, до сих пор вспоминает, что хотела тоже пойти с подружкой учиться, да отец не пустил, сказал: «Прясть надо».
Сейчас школа – самое большое здание во всей деревне. В ней целых три этажа, а во дворе расположено небольшое футбольное поле с воротами – огромная радость местных мальчишек. Но учеников в ней совсем мало: на 11 классов 47 человек. Сразу видно, что ее давно никто не реставрировал, но внутри все чисто, а вокруг школы много деревьев и клумб. По словам учителей, в их школе постоянно проводят праздники, свадьбы и корпоративы, из-за которых иногда отменяют занятия. Но ни учителя, ни ученики не жалуются, они рады, что у них хотя бы есть школа, и детям не приходится ездить в Болотное, которое является центром района.
– Конечно, школа в Болотном гораздо лучше оснащена техникой, а еще там недавно сделали ремонт. Но у местных семей нет возможности каждый день возить туда детей, а сами они будут добираться несколько часов, потому что транспорта у нас нет. Но учителя у нас в школе хорошие, многие преподают и в Болотном, и у нас. А дети не такие избалованные, как в городе. И девочки, и мальчики: все всё умеют! И корову подоить, и лошадь оседлать, – рассказывает учитель русского языка и литературы Елена Викторовна Барсук.
В этом году 11 класса нет, но зато в 10 классе семь человек. Это самый большой класс в школе. Лиза Валова оказалась общительной девочкой.
– У нас в школе мой класс один из немногих учится отдельно. Обычно несколько классов сидят в кабинете вместе, например, 8 и 9. Они изучают одно и то же, хотя и разного возраста.
Учителя от комментариев отказались.
Еще школьники рассказывают, что информатика даже у старших классов преподается только в теории, уроки английского языка постоянно пропадают из-за отсутствия преподавателя, а учитель физики имеет высшее образование, но немного по другой специальности, по организации сельского хозяйства.
– Мы, и правда, стараемся дать детям все лучшее. Но у нас нет ни средств, ни возможностей. Вот выделили бы нам хотя бы пять компьютеров для класса информатики, тогда нам было бы гораздо проще, детям бы хватило даже стареньких. А еще я ездила в НГПУ с просьбой прислать нам хотя бы нескольких практикантов по английскому языку. Пока что на мою просьбу ответили лишь одно: «Ждите», – поделилась с нами директор школы.
Что делать детям, живущим в деревне? Денег, чтобы учиться потом на платной основе в высшем учебном заведении, нет, а к поступлению на бюджет в такой школе подготовиться невозможно. Надежда Валова, сестра Лизы, в прошлом году закончила Кривояшинскую школу. Надя оказалась везучей: она переехала в Новосибирск и поступила в Новосибирский технологический техникум питания.
– Мне очень повезло, что я продолжаю обучение. Мальчики, которые учились со мной в классе, завалили ЕГЭ и одного уже забрали в армию. Думаю, других тоже заберут. А когда вернутся, будут работать в деревне. Вариантов не много. Сейчас образование играет важную роль.
Надя живет со своей тетей, и, чтобы не быть обузой, работает на двух работах: продавцом в магазине игрушек и уборщицей в магазине. Девушка мечтает закончить техникум, накопить денег и переехать в другой город, чтобы начать жизнь с чистого листа. Надеется, что у нее получится найти работу в кафе или ресторане. В будущем хочет открыть свое кафе.
– Нет, вы представляете, девочка из деревеньки со смешным названием Кривояш будет директором кафе! Это же почти «Золушка»! Только немного современная, – смеется Надя.
Да уж, похоже на сказку. Но что было бы, если бы этой школе выделили хотя бы немного денег на покупку подержанных компьютеров или хотя бы автобус, который возил бы детей каждый день в Болотное и обратно? Мне кажется, жизни многих мальчишек и девчонок сложились бы куда удачнее, будь у них хотя бы маленькая возможность.
Наталья Затонских