Как «Krot» мир познает

Ты берешь человека за руку и на пару часов прекращаешь быть собой, становясь чем-то гораздо большим – проводником по миру чувств. «Амели», так на сленге ребят из проекта «Крот мир познает» называется тот, кто ведет экскурсию длятех, чьи глаза закрыты.

«Kroting – экскурсии, свидания, мероприятия с закрытыми глазами, по ту сторону привычного» – говорит заголовок официальной группы «Krotа». Это действительно экскурсия по городу, но по совершенно другому городу. Путь по хорошо известному месту, с которым вы не знакомы – по месту, где царят ощущения. Проект еще молод, он родился в 2015 году в Санкт-Петербурге и постепенно захватывает другие города России. Сейчас «Krot» ведет свою деятельность в пятнадцати городах России, продвигаясь дальше и дальше.

Нельзя сказать, что такое «Крот», не закрыв глаза самому. Роли всего две – ведущий и ведомый, стать и тем, и другим может каждый – достаточно связаться с организаторами и заказать экскурсию или пройти собеседование. Сегодня я выбрала роль Амели, проводника. Небольшое собеседование, инструктаж, волнение – получится ли?

Для экскурсанта все начинается с повязки, погружающей во тьму. Её принято надевать, пока «Кротик» – а именно этим нежным словом и называют экскурсантов – не увидел своего сопровождающего. Подойти сзади, попросить закрыть глаза. Дальше повязка для сна, чтоб перекрыть свет, поверх неё – очки, чтоб Кротик не мухлевал. Амели представляется, Кротик называет свое имя, но это формальность – экскурсовод уже знает все из анкеты, заполняемой заранее. Что экскурсант любит и что не любит, что предпочел бы из еды, на что имеет аллергию. Любимая музыка, запахи, а также вещи, которые Кротик сам сочтет важными, вроде боязни высоты или любви к собакам.

Для меня это – первая экскурсия, поэтому сегодня в моих руках оказывается сама организатор проекта в Новосибирске Пелагея Вдовина, студентка второго курса Новосибирской архитектурно-художественной академии. Она – одна из тех, кто нашел «Кrota» в сети, услышал от друзей, побывал на экскурсии в другом городе – и загорелся идеей. Сейчас Пелагея организует проекты в двух городах – Новосибирске и родном Барнауле. На вопрос, не сложно ли ей справляться с удвоенным объемом работ, она отвечает, не задумываясь:

– На удивление, гораздо проще, чем ожидалось, и приятней. Особенно любопытно видеть настроение города и то, как по-разному люди в них реагируют на проект, на твою деятельность.

Сегодня она будет помогать и подсказывать мне на протяжении всей прогулки. В своих стараниях сделать все как можно бережнее я перегибаю палку, и тогда Пелагея направляет: а расскажи, что происходит вокруг, опиши людей. Со ступеньками и дверьми, такими привычными повседневными вещами, мы справляемся благодаря ее чуткости. Она поддается на любое движение, идет как танцует. Кто кого ведет – это еще вопрос. «Это потому, что я занималась контактной импровизацией» – улыбается Поля.

– Все Кротики, что мне попадались, довольно быстро осваивались, что облегчало прогулку для Амели. Может, поначалу есть какие-то опасения, но, когда человек понимает, что Амели оберегает и не даст его в обиду стенам и машинам, он обычно успокаивается и больше доверяется. В том числе и своим ощущениям, – рассказывает она о своей роли проводника в прогулках.

Название «Амели» было выбрано создательницей московского проекта Владой Свешниковой благодаря сцене из одноименного фильма, где девушка переводит через дорогу слепого. Только дорогой она не ограничивается и ведет мужчину дальше, в красках описывая все, что происходит вокруг. Очень выразительный и точный образ для названия – сейчас я делаю то же самое, но вместо французских улочек пейзаж складывается из лесных дорожек заснеженного Академгородка.

На вопрос, как в жизни студентки художественного вуза появился такой неординарный проект, она отвечает в своем стиле:

– Нашёлся он как-то сам. Благодаря подруге, которая меня всегда вдохновляет своей открытостью миру и безграничной нежностью. Увидела у неё на стене пост о том, как возник Крот. Написала. Ответили.

Взялась за него, потому что от Влады Свешниковой (создательницы «Krota») веет настоящим волшебством, необычным ощущением мира, вечными экспериментами. А мне безумно хочется всего самого интересного и любопытного в жизни, безопасного и полезного. Решила, что «Krot» послан судьбой.

Возможно, и правда судьбой – думаю я, глядя на то, как Пелагея держит мою ведущую руку, как снимает варежки, чтоб потрогать дерево, как осторожно и точно наливает воду в кружку. До этого мне не приходило в голову, как сложно работать с водой, когда ты ее не видишь. Обхватить пальцами одной руки горлышко бутылки, а второй провести по ободку стакана, отслеживая, корректируя. Нельзя давать своему Кротику скучать, поэтому я описываю то, что вижу вокруг: интересных людей, расписанные стены, узор на чашках. Пока Кротик вслушивается в себя, Амели тоже меняется – учится смотреть по сторонам, замечать детали, видеть красоту повседневного. На вопрос о самой важной составляющей жизни Пелагея отвечает, как художник:

– Естественно, визуальная составляющая для меня была и остаётся самой важной! Однако после знакомства с «Krotом» я поняла: без глаз живётся тоже вполне объёмно и жизнь не заканчивается. Правда, всё-таки рисовать хочется, поэтому глаза мне нужны. Сейчас я понимаю, что даже не внешние органы чувств важны, вроде слуха, осязания и т.д., а нечто внутреннее, даже не интуиция, а что-то более глубокое, что не просто оповещает о правильности выбора и событиях, а направляет здесь и сейчас, даёт возможность ориентироваться в пространстве в любом состоянии. Может, это обычная физика: волны, вибрации».

Мы делаем еще одну остановку в кафе из-за холода, и Пелагея достает контейнер со свежими фруктами. Обычно Амели сама подготавливает для Кротика продуктовую коробочку – или, по его заранее изъявленному желанию, подбирает нужное меню в кафе – но неутомимая девушка только что вернулась с экскурсии, а дольки яблок, кусочки бананов и тыква предназначались её Кротику. «Просто не успели дойти до еды», – улыбается Поля, – «столько всего запланировано». Еда, кстати, занимает важное место в прогулках. Ощущения предельно обострены, вкусы чувствуются сильнее – и зачастую совершенно иначе. Мы не следим за тем, как едим. «Крот» дает возможность замедлить, прислушаться, попробовать.

Сегодня она побывала в обеих ролях и, кажется, ничуть не устала. Мы идем по Академгородку, падаем в сугробы, трогаем деревья и рассказываем истории. Я заражаюсь радостью и любопытством Пелагеи, впитываю новые качества окружающей реальности.

– Тебе не кажется сложным то, что ты делаешь? Я так волновалась из-за одной экскурсии, а у тебя два города.

– Сейчас гораздо спокойней, особенно после появления «Кrotа» в Барнауле. Сначала сложно и страшно всегда, по большей части из-за интроверсии. Но жизнь безумно прекрасна, нужно её узнавать, преодолевая себя, трудности и страхи: больше общаться, больше рекламировать, развивать свою речь, ещё больше знакомиться. Быть более открытым, чутким и внимательным к деталям, различным ощущениям. Радоваться больше и активничать.

Юлия Сергакова