Магия детского телевидения
— Первая камера меня слышит?
— Пятая, ты в эфире
— Срочно! На третью камеру замена нужна! И что там со звуком? Интершум сделайте громче!
— Четвертая, не крутись, веди его до финиша…
Вы были когда-нибудь на телевидении? На настоящем, где целый рой журналистов, операторов, режиссеров, монтажёров и еще многих и многих творческих людей? Можете представить себе, что происходит по ту сторону камер? Обсуждение текстов, записи стендапов, съемки новостей, монтаж… А что если телевидение, та серьезная тяжелая работа, с которой зачастую не справляются даже взрослые профессионалы, перейдет в руки детей?
Ни одна страна в мире не может похвастаться существованием такого явления, как детское телевидение. А мы можем. В нашем городе оно появилось в 2013 году, вместе со стартом первых международных детских игр. Идея создания такого проекта послужила началом для чего-то грандиозного, хотя в самом начале этого большого пути все казалось невозможным и нереальным. Да как так, чтобы дети и снимали? Прямо сами?
Ну да, сами.
— Это было безумие. Ни один нормальный человек на это бы не согласился, — говорит один из создателей детского ТВ Александр Васильевич Тюстин. Он всю свою жизнь посвятил телевидению и киноискусству, а также работе с детьми в этих ипостасях.Занимался детской мультипликацией:
— Сначала это казалось нереальным — год делаешь – минута получится — ни один ребенок не способен удержать этого в голове. Кинопленка, проявка, стадии от драматургии до актёрского мастерства, пластика, звук, изображение… Считалось, что дети не могут таким заниматься, а оказалось — могут.
У каждого отца-основателя, говорит он, была своя история. Вячеслав Шибанов (начальник отдела информации департамента связи информатизации), например, осознал это, попав в больницу. Случись с ним что, останутся только железки, которыми он всю жизнь занимался, а через несколько лет их заменят на новые — и все. Нужно было придумать что-то, связанное с людьми, что могло бы продолжаться и развиваться.
Проект открыт, дело за малым. Со знакомых из близких школ организаторы собрали детей, позвали взрослых, способных помочь. Но вот загвоздка — бюджет проекта — ноль. Нет ни спонсоров, ни рекламодателей, ни капитала. А телевидение — это дорогое удовольствие: камеры, километры проводов и кабелей, штативы, наушники, режиссерские пульты, микрофоны, экраны, компьютеры, и конечно журналисты, куда без них. Где это взять? У знакомых, говорит Александр Васильевич. Через одних знакомых к другим.
— У тебя есть камера? Хорошая, профессиональная? Дай погонять, — вот так это и было.
Причем условия слишком простые — это ведь детское телевидение, все будут делать дети и если что-то сломается или разобьется — мы ни за что не отвечаем. И ведь дали. Через знакомых и знакомых знакомых связались с ГТРК, которая тоже помогла, выделила камеры, людей, чтобы первое время помогать детям, научить их пользоваться всем этим богатством. Фирма Panasonic дала новые камеры. «Они даже не открыты были, еще в коробках, совсем новые», — говорит А.В. Тюстин. И сейчас это звучит практически невероятно, чтобы люди в наше время могли позволить себе дать попользоваться такими вещами безвозмездно, по доброте душевной.
Специально для трансляции был сделан сайт, опять же, по знакомству, добрым человеком. И даже здесь никто не верил, что сайт вообще будет пользоваться хоть какой-то популярностью, ведь никаких развлечений на нем не было — только краткая характеристика детского ТВ и сами трансляции. Никакой рекламы, баннеров или растяжек по городу — по сути, никто даже и не знал об этом. Но вот парадокс, за все 17 дней пока шли детские игры, сайт посетило больше двухсот пятидесяти тысяч человек — это выходило за рамки всего, чего только могли ожидать.
Так все началось.
Сотни взрослых, друзей, знакомых, просто людей с телевидения на абсолютно добровольных началах работали бок о бок с детьми, причем только в роли наставников, ведь главная задача — педагогическая. Дети сами делали любую, даже самую сложную работу, учились понимать, быть в команде, уметь принимать собственные решения и нести ответственность за них.
45 профессиональных камер, километры проводов и кабелей, 17 дней, 300 детей, сотни взрослых, и общая цель, общее дело, которым горит каждый.
Проект был одноразовым. После трансляции детских игр оборудование раздали владельцам, детей распустили. Все. На этом все должно было закончиться.
Но нет. Никто из взрослых не ожидал, что на интервью с Анной Богалий — нашей биатлонисткой, дети, сами не понимая, что именно происходит, пообещали ей провести трансляцию ее соревнований. Также произошло и с Александром Карелиным, еще на детских играх, когда в самом разгаре борьбы на площадку к нему вышли маленькие ТВ-шники и попросили его быть комментатором и он, до глубины души пораженный этим, позвал детское ТВ на свои соревнования по борьбе. И конечно, никто ему не отказал. А еще взрослые никак не думали, что дети будут готовы продолжать: они звонили и интересовались, когда же будет следующая трансляция.
Произошло настоящее чудо, посудите сами. Проект «Детского ТВ» соединил тысячи неравнодушных людей. Сам Александр Васильевич Тюстин до сих пор удивляется, что все получилось именно так. Что все вообще получилось. Детскому телевидению скоро будет четыре года. Оно воспитывает уже который набор детей. Выезжает на различные события, работает по-настоящему. Никого не отвергают, можно просто прийти на любую трансляцию и смотреть, как все происходит, не принимая участия. Но такое случается редко, никто не может устоять перед возможностью попробовать себя в режиссерском деле, побыть оператором или научиться брать интервью.
Поражает общая атмосфера на детском телевидении. Ты можешь пойти и делать все, что тебе захочется, невзирая на возраст или опыт. А можешь просто ходить и всем мешать (но это быстро надоедает). Ты просто находишься в окружении всех этих камер, всех этих людей, которые зачастую ошарашенно смотрят на детей за камерами, среди вечного движняка и криков, улыбок и серьезности, и напитываешься этим. И хочешь тоже быть маленькой шестеренкой в этом механизме. На каждой трансляции нам выделяют одну-две маленькие комнаты, где и стоит вся техника, сидит режиссер, а еще сидят все, кто устал, кто ест, пьет, кто приехал помешать… в общем все. И все происходит одновременно, вокруг тебя, с тобой… Это заставляет чувствовать себя живым.
— Детям нужно верить, они впитывают в себя все как губка и очень быстро учатся. Я сейчас могу спокойно выйти на улицу, попить кофе, а она молчит, рация молчит — это значит, что все работает, — Сергей Киприянов, инженер детского ТВ. Один из первых участников проекта — Стас недавно закончил техникум. Теперь он телевизионный инженер, а не тот обычный парень, каким его увидели на проекте впервые. «Диплом, который он мне показал, он соответствует внутреннему его состоянию. Это гордость», — улыбается Александр Васильевич.
— Мы не делаем из них профессионалов. Главная задача совсем другая — это просто познакомиться с жизнью, интересной, серьезной, поучаствовать в большом взрослом деле. София сейчас учится на журфаке. С детским телевидением она с самого его начала, и оно во многом определило ее взгляды на дальнейшую жизнь:
—…Это был настоящий прямой эфир и делали его мы. Я вспоминаю это время чуть ли не со слезами на глазах, потому что было, правда, очень здорово. За четыре года я попробовала себя во всех ролях, которые на ДетТВ возможны: я была режиссёром, звукорежиссером, носильщиком микрофона, кабельмейстером, видеоинженером и многим прочим… Олег только закончил 9 класс. Теперь он учится в техникуме на инженера:
— Мне всегда была интересна техника. Компьютеры, камеры, роботы, провода. Я пришел на детское телевидение и ничего в этом нем понимал. А сейчас я легко могу настроить камеру, знаю какой аккумулятор нужен каждой, разбираюсь в видах проводов, разъемов… У меня даже есть своя рация, по которой со мной связываются, если вдруг нужна помощь. Все по-настоящему, это далеко не игра, как думают многие люди. Это единственный проект в нашей стране, который транслирует детские мероприятия. Детские мероприятия глазами детей. Нигде такого нет. Даже конкурсов таких нет, чтобы в прямом эфире — только клипы да сюжеты, везде новостное производство. А вот у нас, здесь, в городе Новосибирске, есть, и все просто — дети снимают для детей. Но проблемы все-таки есть. Все ненадежно. Дети вырастают слишком быстро, находят другие занятия, уходят от этого. Нет никакого развития. По сути, двигаться больше некуда.
— Когда наши студенты подрастут, когда вернутся люди, которые когда-то это начинали, возможно, что-то получится, что-то появится новое. НЕ хватает одного энтузиазма на то, что стоит миллионы, — с сожалением говорит Александр Васильевич.
Сейчас «Детское ТВ» готовится к следующей трансляции — «Жар-Птице»— всероссийскому мастер-класс фестивалю детского мультипликационного кино. Снова собирает камеры со всех знакомых, ведь условия не изменились, договаривается о месте проведения съемок, проводит осмотры помещений и разрабатывает план действий. Все как во взрослом телевидении, все всерьез. И никто не знает, будет эта трансляция последней, или будут еще, ведь все может развалиться в любой момент. Никто никого не держит, никто никому ничего не обещает — просто есть люди, объединенные общими интересами, а значит — магия продолжается.
Татьяна Душутина