«Примите участие…», «Помогите больному ребёнку…», «Мы собираем деньги…», «Не проходите мимо…» — если вы хоть раз бывали в торговых центрах, то, наверняка, слышали подобное.
По крайней мере, эти призывные фразы-маркеры волонтёры с боксами говорят очень чётко. А что дальше: кому помочь? какой фонд? какой ребёнок? — это детали, которые спешащего по своим делам прохожего не очень интересуют. Можно кинуть в коробочку с фотографией малыша сто рублей, «подчистив карму» на месяц вперёд, и бежать дальше. А можно и «не чистить». Но вот разобраться, куда пойдут деньги и пойдут ли вообще,— нельзя. Потому что, во-первых, времени устраивать мини-расследование нет, во-вторых, слова «дети» и «помощь» в одном предложении действуют безотказно, а в-третьих, если какого-нибудь дотошного потенциального мецената заинтересуют подробности, ему всё предоставят: и имя ребёнка, и фотографию, и кое-какие документы.
За разъяснением, что за зверь такой «благотворительные боксы», и как его покормить так, чтобы не укусил, я обратилась к волонтёру Фонда Константина Хабенского Полине Боковой.
— Благотворительные фонды собирают пожертвования в боксы?
— У благотворительных фондов могут быть статичные благотворительные боксы, такие ящики, которые ставят в супермаркетах, аптеках, торговых центрах. В этом случае на сайте фонда обязательно должен быть указан перечень адресов, где расположены боксы. Но сами волонтёры благотворительных фондов не занимаются сбором средств в торговых центрах, а тем более на улицах. Если и проходит разовый сбор денег на открытой площадке, то на сайте будут размещены сведения об этой уличной акции с указанием адресов и сроков. Чаще мы собираем пожертвования на театральных площадках, музыкальных концертах и тематических ярмарках.
— Как узнать, действительно ли фонд, который собирает деньги, существует?
— Очень простой способ проверить фонд — это зайти на его сайт. Во-первых, сайт должен быть. Во-вторых, на нём должны быть отчёты о том, куда пошли средства, лицензия, рабочие контакты связи (звонок по России бесплатный), реквизиты. Для реально существующего фонда очень важна обратная связь, чтобы каждый, кто перевёл деньги, знал, на что пошла эта сумма, в судьбе какого ребёнка он поучаствовал. В этом и состоит разница между тем, чтобы перевести деньги через проверенные реквизиты знакомого фонда и тем, чтобы положить деньги незнакомцам в бокс. В последнем случае обратной связи не предполагается. Вы больше никогда не увидитесь, на это и расчёт.
При входе в торгово-офисный центр «Версаль» можно увидеть доброжелательных женщин в белых форменных футболках с небольшими непрезентабельными боксами. В основном они берут в оборот мамочек с детьми и зрелых мужчин. Я прохожу между ними, но, похоже, мой возраст и потенциальная платёжеспособность не вызывают у них доверия. Приходится проявить инициативу самой. Целенаправленно подхожу к одной из них.
— Мы помогаем детям-сиротам. Пожалуйста, помогите детскому дому, — запоздало выдаёт одна из волонтёров. Кладу сторублёвую купюру в бокс, отмечая отсутствие на нём фотографии детей. Вместо неё на боксе какой-то детский рисунок.
— Кому именно помогаем? — спрашиваю я.
— Детям-сиротам, — повторяет волонтёр с таким видом, как будто внезапно заговорило что-то неодушевлённое.
— У меня сейчас только сто рублей, но я могла бы перевести больше. Скажите, пожалуйста, название вашего сайта, — пробую я зайти с другой стороны. «Волонтёр» делает вид, что не расслышала вопроса и сбегает к другим прохожим. Просить показать документы бессмысленно: у неё в руках только маленький бокс без фотографии и ни одного буклета, даже для вида.
Чтобы до конца разобраться в этом вопросе, я обратилась в новосибирское отделение «Русфонда», одного из известнейших благотворительных фондов России. На вопрос, была ли у них практика сбора средств в боксы, в Русфонде ответили однозначно: «Ни один фонд никогда не собирает деньги на лечение в переносных боксах».
Лиза Чайкина