Сказка в твоей жизни
Спектакль «Моя сказка» — это пример документального театра, в нем сочетаются реальные истории участников с их художественными домыслами: «сказками». Это личные истории, рассказанные самими авторами, наполненные жизнью, искренностью, любовью и теплом, иногда болью, невероятной силой… непреодолимым желанием жить и двигаться дальше.
Организатор спектакля и создатель студии «Особенный ТИП» Ольга Стволова исполняет в «Сказке» сразу две роли: она актриса и в то же время организатор, отвечающий за все коммуникации.
— Всегда вспоминаю Олега Табакова. Он актер, и при этом преподает и руководит театром. Я это принимаю просто как данность, такая судьба. Наверное, было бы интересно попробовать себя в роли исключительно исполнителя, но пока все складывается так, и я рада, что у меня есть возможность делать то, что мне нравится.
Как говорилось в одной из сцен спектакля: «В гору или с горы?» «С горы — легче», зато «в гору» — про наших героев. «Моя сказка» — это необычный, чувственный, личный спектакль. Спектакль, где каждый сыграет главную роль.
Сегодня — международный День театра
Темный полупустой зал. Закулисье. Все бегают с костюмами, повторяют последние эпизоды, подготавливают декорации. Девушка-музыкант тихонько наигрывает мелодию вальса, и вот несколько пар уже выстроились в боевой готовности на поклон:once (раз-два-три) upon (раз-два-три) aDecember… Все сосредоточены, внимание собранное. Последние штрихи.
Часы показывают 18:00. Артисты рассаживаются в круг прямо на сцене — они будут так сидеть до самого начала спектакля. Танцоры заканчивают разминку. Люди постепенно начинают входить в зрительный зал, в проеме появляется один зритель, второй, третий… Все занимают свои места. В первом ряду располагаются дети-колясочники и их родители. В зале собрались самые близкие люди артистов, ведь для многих из них «Моя сказка» — первое серьезное выступление на сцене.
Наконец собирается полный зал, выключается свет. И начинается…
Сказка или реальность?
В спектакле участвуют люди от 12 до 60 лет. Здесь задействован и профессиональный вокал, и элементы хореографии, и перевод на язык жестов. Проект — благотворительный. Уже третий год (это второй спектакль) ученики студии «Особенный ТИП» организуют всё на свои собственные средства, все профессионалы участвуют в проекте безвозмездно.
На протяжении всего процесса создания спектаклей, всех репетиций участники стремились как можно больше раскрыться. По максимуму раскрыть свой голос, раскрепоститься физически. Многим из участников это давалось с немалым трудом. Театр — очень хорошее средство развития. Там много дисциплин, которые развивают голос, слух, ощущение пространства, коммуникабельность.
— …И это очень полезно для людей. Самое главное — не зажаться на сцене. Для этого важно готовиться к роли дома. Раскрепощаться. Это для всего нужно: и для театра, и для спорта, и для учёбы, — размышляет Василий Даниленко, ученик студии и участник спектакля. Костюмы, грим, декорации — все сделано максимально естественно, чтобы не отвлекать внимание зрителя от внутреннего мира актера, от его настоящего «Я», которое и стояла задача раскрыть и представить зрителю.
Финальная сцена танца — Ольга Стволова танцует со своим возлюбленным Принцем, роль которого исполнил актер театра «Старый дом» Ян Латышев — обобщает весь ход спектакля. Это всеобщее воплощение любви, финальная итоговая точка, то, к чему герои хотели, должны были прийти и пришли, к чему пришла мечтательная героиня Ольги Стволовой.
— Я люблю театр с детства,— рассказывает Оля.— И, хотя меня туда никто не водил и специально эту любовь не прививал, я всегда любила смотреть передачи о театре и кино. Я очень боялась, что никогда не попаду в театр… Как-то раз — года четыре назад — я получила приглашение по интернету на один спектакль в «Старый дом». Это был европейский спектакль Антонио Лателла «Трилогия». Я не знала, что есть такой театр, не состояла ни в одной театральной группе (ВКонтакте), но они отправили сообщение именно мне. Тогда, перед тем, как идти в театр, я была настолько воодушевлена, что даже вызвала себе стилиста. Так в моей жизни возник «Старый дом». Я подумала, если это все может быть, значит, в жизни возможны чудеса. И у меня мелькнула мысль: я тоже так хочу.
Работа в студии по большему счету не отличается от работы в профессиональном театре, все также. Репетиции, работа с коллективом, ответственность. Разве что требования другие. Выше. В театре все четко и профессионально. Необходимо схватывать всё на лету: быстро, грамотно, лаконично. Здесь, в студии, все сугубо индивидуально. Там нет права на импровизацию. Здесь оно есть.
— На кастинге, — вспоминает Ольга Ященко, участница спектакля, —было много народу. Все остались. Решили брать максимальное число желающих с расчетом на то, что потом часть отсеется. Так и получилось.
Занятия в студии начались весной 2015 года. За это время ребята вместе ездили на природу, выступали на различных фестивалях, показывали отрывки из своего первого спектакля «Ангел с усами».
— Как-то в один день две мои подруги, которые не знакомы друг с другом, посоветовали мне организовать театральную студию, — улыбается Ольга Стволова. — Мне два человека одновременно задали такой вопрос! Я поняла, что это судьба, что этим надо заниматься. Эту идею поддержали многие, и мы закружили проект. Сделали кастинг, туда пришла Оля, другие ребята, и с апреля по ноябрь 2015 года мы создавали наш первый спектакль «Ангел с усами».
«Мою сказку» придумала Яна
Мы сидим на диване с Ольгой Стволовой и режиссером спектакля Яной Сигидой, ждем репетицию. Вот идёт хохотушка-Оля. В руках у Оли тяжёлые сумки. В них книги, необходимые для декораций. Девушки с ужасом бросаются ей на помощь, охают и ахают. Яна поднимает одну из сумок и тут же ставит обратно. Лицо такое, словно в одном из своих спектаклей. Только сейчас она не играет. А Оля все улыбается своей искренней и чистой улыбкой: все хорошо. «Нормаально! Я же сегодня на такси ехала, так что было не тяжело», — смеётся она.
Яна Сигида пришла в проект как педагог по актерскому мастерству.
— Так называется, что я режиссер. Но я считаю себя частью группы, я участвую в этюдах. Если мы играем животных — я в первых рядах. Все люди, которые присоединяются к нам, становятся частью команды, каждый вносит что-то свое, и я чувствую, что у меня есть энергия, которая могла бы все это объединить.
Сначала она предложила поиграть в «сказкотерапию». Это когда люди пишут сказки о том, что их волнует, тревожит, о том, как они справляются с этими ситуациями.
— Мы начали писать сказки. В это время мы знакомились с Яной. Она начала слушать наши истории, я начала ей что-то рассказывать, — делится Оля Стволова, — и они ей показались настолько интересными, что в спектакль было решено брать реальные истории. Мы назвали все это «Моей сказкой», подразумевая, что у каждого в жизни она есть, даже если рассказана бытовым языком. Но чтобы рассказывать свои личные истории, нужна немалая отвага и смелость. У нас есть человек, который так и не отважился заговорить .Одно дело рассказать что-то сокровенное друзьям, и совсем другое — выйти на сцену и поделиться со всеми.
Герои постоянно работают над собой, они совершенствуются, чем и зажигают зрителя, заставляя смотреть на сцену не отрываясь, забывая о времени и своих проблемах.
— Сегодня вот пропустил тренировку. Спорт для меня — особая тема, это не интерес, это даже не любовь — это страсть, — вдохновленно рассказывает Вася. — Тренировки 3-4 раза в неделю. Все зависит от того, насколько близко соревнование, и какие планы у тренера на тебя конкретно. А еще сегодня был экзамен по русскому языку. Пересдавал ЕГЭ: в этом году собираюсь на истфак в Педагогический университет. Каждому профессиональному актеру, на какой бы спектакль он ни шел, всегда, в любой день, волнительно выходить на сцену. Так и здесь: ребята работают над собой, переступают через себя, стараются с каждым разом выйти на новый для себя уровень.
— Они совершенствуются, — делится своим восхищением молодой актер Ян Латышев.— Невольно вспоминаешь себя — ведь каждый из нас перешагивал через себя, чтобы вырасти. Ты растешь. Через боль, застенчивость, неуверенность. Потому что надо.
Режиссер Яна — «цензор, который следит за порядком» и при этом чутко прислушивается к мнению всех ребят. Огромную роль в коллективной работе играет умение слушать друг друга.
— Сегодня очень нервничала. Слёзы лила, когда что-то не получалось. Начали репетировать, и мне стало спокойнее в коллективе. Яна нас очень хорошо поддерживает. Хорошо, когда есть люди, которые несмотря ни на какие проблемы говорят: «Успокойся», и успокаиваешься. Заряжаешься этим спокойствием, и от этого становится так легко…— делится участница спектакля Екатерина Бернаус.
— Для меня важен не только результат, но и что чувствует человек в этой работе. Мне дорого то, что происходит у нас на репетициях, дорого то, что люди сюда приносят, а приносят постоянно. Готовятся, волнуются, работают без перерыва. Не нужно ни чая выпить, ни отдохнуть, ни покурить. Это удивительная работоспособность, меня это очень восхищает, — с улыбкой восклицает Яна.
Ольга Стволова подъезжает на инвалидной кресло-коляске к сцене.
— Меня однажды поставили в тупик, когда спросили: а сколько у вас людей с инвалидностью… Я до такой степени не задумываюсь об этом, об этой границе! У нас собрались талантливые ребята, у которых есть страсть, есть вдохновение, и здесь они могут это проявить. Например, наш Вася занимается паралимпийским фехтованием, сегодня из-за репетиции он снова пропустил тренировку. Здесь границы стираются, и из этого многое может получиться.