ВАЗ. Такая разная любовь

Мы часто видим молодых парней, гордо восседающих за рулём советских автомобилей: эти машины обычно достаются им либо от родителей, либо покупаются за копейки. Внешний вид и внутреннее составляющее большинства таких авто оставляет желать лучшего, ведь когда тебе достается что-то практически даром, за состоянием этого ты особо не следишь.

Истории этих двух «Жигулей» абсолютно непохожи друг на друга, как и истории их хозяев.

Первому молодому человеку — Владу — три года назад по наследству перешёл старенький ВАЗ 2103. И всё свое свободное время Влад проводит в гараже, пытаясь восстановить «тройку» до того идеального состояния, в котором она вышла с заводского конвейера в 1981 году.

Второму герою — Мише — автомобиль подарил отец. Реэкспортный ВАЗ 2105 с самого начала доставлял своему новоиспеченному владельцу массу хлопот, потому что был бит и сломан, поэтому Мише тоже приходилось сутки напролёт ремонтировать своего «железного коня».

Так что же заставляет обоих парней посвящать всё своё свободное время таким старым автомобилям, и почему один из них бережно восстанавливает свою машину, а второй – превращает в дрифт-корч ?

Об истории автомобиля

Влад: Всё началось в далеком 1979 году. Автомобиль в то время был не просто средством передвижения, он был недоступной роскошью. Мой дед, Владимир, живя в большой семье, зарплату имел небольшую — всего 120 рублей, но без личного транспорта было очень тяжело, и, чтобы побыстрее накопить нужную сумму, он начал разводить соболей, а потом продавал их шкурки на севере. Порой приходилось стоять в тулупе в 40-градусный мороз, но продажа соболей была делом прибыльным, и спустя пару лет мой дед поехал в новосибирский автосалон, где и увидел изобилующую хромом красавицу насыщенного синего цвета. Так, в нашей семье и появилась «тройка». На ней ездили все четверо дедушкиных сыновей, а потом и внуки. Она, так сказать, переходила по наследству. «Тройка» стала и моим первым автомобилем, я учился ездить на ней с 12 лет. А когда три года назад я получил права, дед торжественно вручил мне ключи и дал напутствие: «относись к этой машине так бережно, чтобы она прослужила еще много лет».

Миша: В 13 лет отец подарил мне первую машину, это был ВАЗ 2101. Я её не берег: она разбивалась, горела и тонула. Сейчас же у меня реэкспортная «пятёрка» 1999 года выпуска — это мой третий автомобиль. Мы купили его у пожилого мужчины, всего за 20 тысяч рублей, в очень плохом состоянии, пришлось восстанавливать и снаружи, и внутри: бок машины был битый — мы с друзьями вытягивали кузов, ставили новый мотор, да и красить «жигули» решили заново. В общей сложности в этот автомобиль уже вложено около 150 тысяч рублей, хотя по нему этого и не скажешь.

О восстановлении и переделке

Влад: «Тройка» досталась мне в состоянии далёком от первоначального: большие брызговики , непонятный гоночный руль…в общем, на ней тогда сказалась вся мода начала 2000-х годов. Я установил новую приборную панель, а также руль в родной оплетке. Сейчас на машине стоят колеса на советской резине с хром колпаками, произведен молдинг крыла, обивка багажника с родной сумкой под ключи и многие другие мелочи.

Автомобиль постоянно требует ухода за технической частью, так что скучать не приходится. Ещё будучи школьником, я хотел видеть его таким, какой он был изначально при покупке. Смотрел фотографии в интернете о хороших проектах по восстановлению старых авто и мечтал воплотить их в жизнь. Сейчас же очень трудно найти запчасти того столетия, тем более в отличном состоянии, да и сама машина слишком часто ломается и требует всё новых вложений. К счастью, в социальных сетях я наткнулся на группу единомышленников, которые тоже занимаются этим непростым делом, а также продают родные запчасти на авто.

Миша: Когда в прошлом году я сказал своему отцу, что хочу собрать машину для дрифта, он посмотрел на меня как на идиота. Но всё изменилось, когда папа понял, что я не один такой, что нас тысячи человек. Как-то раз он просто увидел корч в сервисе, поговорил о нём с ремонтниками, а после этого дал мне добро: «Миша, переделывай!».

Я полностью разбирал и снова собирал «пятёрку». По сути, у меня стоял в гараже голый кузов: я вытаскивал мотор, разбирал ходовую часть, собирал передние и задние тормоза.Ставил «бутерброды » — они увеличивают угол выворота колес. На «жигулях» с завода стоят барабаны , я же поставил дисковые тормоза. Чтобы ее восстановить до нормального состояния, нужны были большие деньги, приходилось подрабатывать. Всё лето прошлого года я работал, а вечера и выходные проводил в гараже. Мне никто не объяснял, как и что нужно делать, приходилось искать в интернете. А в интернете в большинстве случаев написана полная чушь, поэтому я просто в течение нескольких дней разбирал-собирал что-то нерабочее до тех пор, пока оно не заработает. Зато, когда я в первый раз выкатил ее из гаража…это было такое счастье, такие эмоции! Видеть собственноручно собранную машину наконец-то на колесах, а не на домкрате, — очень круто! В дальнейшем обязательно поставлю каркас безопасности. Нужно исправить все косяки по рулевой системе, еще буду переделывать всю тормозную систему.

О дрифте:

Влад: К дрифту я отношусь очень положительно! Многократно посещая различные мероприятия по дрифтингу, можно отметить одно привлекательное обстоятельство — вокруг много ревущих моторов и облаков дыма. Это же не просто турниры, это целые фестивали под открытым небом. Но дрифт связан со значительными доработками автомобиля, как внутренними, так и внешними. А это немного не то, что я хотел бы получить от своей машины. Вот на любительском уровне раз в неделю можно выехать на дрифтовую трассу замерзшего озера и «вальнуть» боком, в чем я, конечно же, в себе не отказываю. Но, всё-таки, «тройку» я стараюсь беречь.

Миша: Как-то раз друзья спросили, даю ли я «угла» на своём «жигули»? И я сначала даже не понял их, потому что никогда этого не делал. Но когда попробовал…это просто непередаваемые эмоции! Сначала мы с другом пытались дрифтить на его «Волге», но этот автомобиль весит практически две тонны, на таком особенно не поупражняешься в поворотах. Поэтому я и решил, что хочу собрать свой собственный корч для дрифта. В этом году я уже успел поучаствовать с «пятёркой» в неофициальных соревнованиях среди единомышленников.

О реакции окружающих:

Влад: Обычным ВАЗом (а в моем понимании «обычный ВАЗ» – это куча ржавчины и тонировки), конечно же, никого не удивить. На мой автомобиль в основном обращают внимание взрослые люди, те, кто захватил советскую эпоху, а также ценители ретро-авто. Обращают внимание на определенную часть автомобиля, чаще всего на советские номера первой серии, черные без региона. Да и вообще, машина значительно выделяется из потока большим количеством хрома и оригинальным дизайном. Ловлю восторженные взгляды прохожих, отвечаю на постоянные вопросы от других водителей: «какой год автомобиля? как сохранилась в таком состоянии?»— всё это чертовски приятно.

Кстати, первое время, когда «тройка» была в невзрачном виде, на меня вообще не обращали внимания инспекторы ГИБДД, но, в последнее время, что-то зачастили останавливать(смеётся). К счастью, останавливают, чтобы просто посмотреть на авто, удивляются, что за рулем молодой парень, а машина выглядит очень достойно.

Миша: Я хотел, чтобы мой автомобиль привлекал внимание, чтобы люди улыбались, при виде такого «жигули». Поскольку бюджет был ограничен, решили покрасить его из баллончиков. А вот идея рисунка на капоте появилась случайно: мы с другом сидели в гараже, ели пончики и думали, что же такое нарисовать, чтобы машина кардинально отличалась от всех других автомобилей, перебирали разные варианты. И тут осенило: точно, пончик! Поскольку друг занимается граффити, он тут же нарисовал эскиз, а потом уже перенес его на машину и, конечно же, внес в рисунок разные детали и оставил свою подпись. А «яростным пончиком» авто стали называть для большего эффекта, чтобы люди понимали — машина дикая и водитель злой (смеется).

О планах на будущее:

Влад: Subaru WRX STI — моя вторая мечта. У субаристов другие увлечения и другие развлечения. Субару — это драйв, и ни на какой другой машине вы не будете чувствовать то, что почувствуете на ней. У всех машин, которые могут подарить вам такие ощущения, стоит настолько много различных электронных помощников вождения, что машина буквально рулит за вас. Нынешние системы знают, с какой силой надавить на акселератор, чтобы машину не занесло. В Субару же всех этих систем заведомо не устанавливается, и ты сам полностью контролируешь ситуацию на дороге. А какой у этих машин звук! Неповторимый «басистый» …он покоряет всех автолюбителей без исключения!Но после того, как я поменяю автомобиль, «тройка» все равно останется в нашей семье. Мой младший брат уже в предвкушении того, как сам начнет управлять раритетом и переделывать машину «под себя». Всё-таки «тройка» пережила три поколения водителей, так что сохранить в должном состоянии мы постараемся ее как можно дольше.

Миша:Я каждый день хочу что-то новое (смеется). В идеале хочется заработать столько денег, чтобы прийти в любой салон и купить то, что больше всего понравится. Но в конечном итоге хочу БМВ. На ней, конечно, не подрифтишь, поэтому обязательно приобрету запасной автомобиль. Будет ли это японское авто, как у большинства тех, кто занимается дрифтом, — не знаю. Японские машины совсем другие. На этот ВАЗя не брал деньги у родителей. Зарабатываю сам, переделываю всё в машине сам. Мне нравится, что эта машина полностью моя, что всё тут сделано моими руками и под меня. Я не езжу по автосервисам, не прошу ни у кого помощи. Наверное, нет ни одного такого же парня, который бы в 18лет мог бы всего за одно лето собрать себе машину. В этом Жигули я знаю каждую дырочку, каждую деталь и каждый промах, и пока что, я совершенно не готов с ней расставаться.

Глоссарий:

  • Дрифт —техника прохождения поворотов, характеризующаяся использованием управляемого заноса на максимально возможных оборотах для удержания на трассе скорости и угла к траектории. Также вид автоспорта, базирующегося на зрелищности прохождения поворотов в заносе.

Корч — максимально облегчённый, очень жёсткий, но при этом неудобный и ненадёжный автомобиль, предназначенный для спортивных соревнований.

  • Брызговик (также фартук колёсной арки) — деталь автомобиля, велосипеда или мотоцикла, обычно сделанная из резины или пластика, предотвращающая вылетание брызг, снега и мелкой щебёнки из-под колес. Обычно крепится к задней части крыла.
  • Молдинг — декоративная (в данном случае — «литая») деталь в виде накладной выпуклой планки.
  • «Бутерброд» —проставка для средней части колеса, в которой укрепляются спицы и в середине которой имеется отверстие для оси. Такая проставка позволяет больше выворачивать колесо вбок.
  • Барабанный тормоз —вид тормозной системы, состоящей из вращающегося барабана, в котором торможение достигается прижатием тормозных колодок к барабану.
  • «Дать угла» — на сленге автомобилистов: вхождение в поворот с использованием управляемого заноса (см. «Дрифт»)

Екатерина Брулёва