Александр Лукин: «У спортивных фотографов очень сильно развита интуиция»
Александр Лукин – один из лучших спортивных фотожурналистов Новосибирска. Его работы регулярно можно увидеть среди победителей разных фотоконкурсов. В 2010-ом Юрий Землянов, Антон Кутлубаев и Александр основали портал SibSport.info, а сейчас Александр – пресс-атташе баскетбольного клуба «Динамо».
– Как ты пришел в спортивную фотожурналистику?
– У меня с детства много связано с фотографией, мой папа в то время был увлеченным фотолюбителем. Постоянно дома были фотоаппараты, объективы, хорошие книжки. Периодически самостоятельно печатал фотографии, проявлял пленки. Мне всегда было интересно, и, скажем так, в детском возрасте я уже понимал, что такое фотоаппарат и как он работает. Пытался что-то сам в руки брать, когда разрешали. Потом я занимался совсем другими вещами, но фотоаппарат все равно был всегда под рукой. В 2008-ом или 2009-ом я купил себе первый зеркальный фотоаппарат. А поскольку всегда было много связано со спортом, я ходил на спортивные мероприятия и через какое-то время понял, что без фотоаппарата мне уже не особо интересно туда приходить. Так все закрутилось. В какой-то момент стало понятно, что получается неплохо и за свою фотографию не стыдно. И так получилось, что встретил людей, которые тоже были сильно увлечены спортивной журналистикой. У нас троих продолжительное время был портал SibSport.info. Собственно, он и сейчас есть, но ведут его уже другие люди. С этого портала многое начиналось. Я постепенно рос, развивался и к чему-то уже пришел в спортивной фотографии и журналистике, работаю со многими новосибирскими спортивными командами.
– Как думаешь, в чем роль фотографии в материале?
– Есть, так скажем, разные виды фотографии. Например, фотография, снятая специально для того, чтобы ей можно было иллюстрировать десять статей или новостей. Если с волейбола, то там будет рука с мячом или еще что-нибудь без отсылки к команде или спортсмену. И это один вид фотографии. Есть другие. Фотографии непосредственно с мероприятий. Там уже задач много: это могут быть какие-то интересные моменты или эмоции. Это может быть, например, одна фотография, которая отображает суть всего матча. Футбольный матч, хоккейный, да что угодно, команда проиграла, выиграла. Бывает часто так, что можно одной фотографией показать суть всего. Большая удача сделать такую фотографию.
– И текст тогда не нужен?
– Текст обязательно нужен. Фотографии без текста практически не может быть. Например, есть достаточно известная фотография: в Англии проиграла футбольная команда, и болельщик сидит на трибуне и плачет. Если бы это была фотография без описания, то было бы абсолютно не понятно, что происходит: сидит парень и плачет где-то на трибуне, а его какой-то другой мужик утешает. На самом деле достаточно глубокий смысл: человек настолько расстроился, что не может встать и уйти. В итоге получилась такая удачная фотография.
– Не секрет, что мы все более склонны к визуальному восприятию информации. Не думаешь, что все новости превратятся в галерею картинок с подписями?
– Сложно сказать. Понятно, что в печатном издании всегда есть иллюстрация. Но электронное издание тоже невозможно себе представить без фотографии и видеоконтента. Причем, часто видеоконтент перебивает фотографию: людям гораздо интереснее смотреть видеоролики, какие-то приколы. Но надо понимать, что это разные вещи. Когда мне говорят, что видео интереснее, я отвечаю: «Ребят, произойдет значимое событие, команда что-то выиграет, и будет у вас видео. Вы это видео не повесите на стену, не будете проходить мимо каждый день и смотреть на него. А фотографию такую можно сделать и повесить». Это такая история в моменте. Видео тоже, но на него нужно потратить больше времени. Есть люди, которые занимаются видео, и люди, которые занимаются фотографией. И их вообще не надо смешивать. Но современные СМИ в любом виде абсолютно точно невозможно представить без фотографии и видео.
– А дальше что?
– Если ты хочешь спросить, будет ли текст, то я думаю, что текст будет всегда. Без него невозможно, это базовая вещь. Он будет как-то трансформироваться, и сейчас все тоже трансформируется. Есть, я не знаю, как это: роботы, не роботы. В общем, они проходят по страницам с текстами, преобразуют его в голос и потом, например, ролики загружаются на YouTube. Грубо говоря, ты можешь зайти на YouTube, и тебе робот прочитает сегодняшнюю прессу. Чисто такое аудиовизуальное восприятие информации: сидишь и слушаешь, смотришь, по сути, как телевизор. Но я думаю, что все равно никуда мы не уйдем от текста.
– Сам тоже пишешь?
– Я пресс-атташе и, конечно, по роду деятельности отвечаю за контакты со СМИ, за ведение сайта. Когда есть какие-то значимые события и душа лежит, я пишу интересные репортажи с матчей. Но в последнее время очень мало, только сухие сводки с фронта. «Команда проиграла, команда победила». Нельзя сказать, что я обделен литературным талантом. Я могу написать неплохой текст. Но часто сталкиваешься с тем, что видишь, как люди пишут, и становится плохо. Очень хочется, чтобы люди, которые именно пишут, делали это хотя бы без элементарных ошибок. Для этого надо много читать, и все будет хорошо.
– Вернемся к фотографии. Сейчас практически у каждого человека есть телефон с камерой. Получается, он может снять какое-то происшествие, и его фото разлетится по многим СМИ. Кем бы ты назвал этого человека?
– Есть такая поговорка, что фотограф всегда находится не в том месте не в то время. Где-то что-то происходит, а ты не успел снять. Если мы говорим не о спорте, а о каких-то интересных мероприятиях, которые происходят, то да, сейчас любой человек может взять в руки мобильный телефон и снять видео или фото.
– Причем, не важно, какого качества.
– Качество не всегда определяет ценность той или иной фотографии, это абсолютно точно. На телефон можно снять фотографию, которая многое скажет и станет мини-шедевром. В этом нет никаких сомнений, и это надо понимать. Человек, не знаю, поймал удачу. Он, не будучи профессионалом, оказался в нужном месте в нужное время и снял. Понятно, что мы не сможем назвать его журналистом. Я не знаю, честно, как назвать. Везучий человек.
– У тебя в социальных сетях можно найти не только спортивные фотографии, но и фото со свадеб и животных. Совмещаешь?
– Я считаю, что фотограф должен уметь делать все и не пасовать перед ситуацией. Нельзя говорить: «Я снимаю только спорт, а свадьбы или студийные фотосессии, извините, не умею». Да, ты можешь любить снимать спорт, быть фотожурналистом, но, тем не менее, если есть какой-то заказ и тебе самому это интересно, то почему бы и нет. Если мне интересна конкретно эта свадьба, то я пойду и сниму ее.
– А животные?
– Это достаточно интересная тема, она помогает отвлечься и разгрузить голову от повседневных событий. Раньше я очень часто ходил в зоопарк. В последнее время редко получается, не хватает времени, но это всегда интересно. Интересно наблюдать за животными, замечать что-то необычное. Они чем-то похожи на нас, теми же материнскими инстинктами. Интересно снять какой-то динамичный кадр, потому что они очень быстрые, и для тебя это своего рода вызов. Ты снимаешь людей, которые занимаются спортом, а животные двигаются в несколько раз быстрее. Они непредсказуемые. Сможешь ты снять хороший кадр или нет?
– Получается, это такое хобби?
– Это исключительно хобби, да. Это не те фотографии, которые могут монетизироваться. Хотя были фотографии, которые продавались и публиковались в зарубежных изданиях: в Британии, в Австралии. Два года подряд я выигрывал фотографический конкурс зоопарка. Предыдущий год я пропустил, но был там в составе жюри. В этом году я снова планирую поучаствовать. Фотография с тигренком стала одним из победителей Best of Russia в прошлом году. В этом году я все-таки попробовал на Best of Russia больше развить тему спорта, но не получилось. Я не особо за наградами гоняюсь. Если что-то получается, то хорошо.
– Нам в университете на фотожурналистике говорят, что фотоконкурсы – это возможность обучаться.
– В том числе.
– А что еще?
– Это шанс, во-первых, чтобы о тебе узнали, если ты что-то выиграешь. И да, возможность обучаться, естественно. Потому что ты смотришь на фотографии других участников и прогрессируешь. Ты понимаешь, к чему стремиться.
– Ты должен постоянно развиваться?
– Если фотограф начинает говорить, что он замечательный фотограф и все такое, он труп. Не должно быть никогда самоуспокоения. Если ты приходишь на съемку и не боишься упустить хороший кадр, то как фотограф ты, скорее всего, уже умер. Если ты этим не горишь, если для тебя это просто способ зарабатывания бабла, ты не фотограф.
– Что тяжелее всего во время съемки?
– Если ты понимаешь предмет съемки, механику, движение, те процессы, которые происходят между спортсменами, то нет такого понятия, тяжело или не тяжело. Есть определенные навыки, умноженные на умение думать в конкретной ситуации. Ты знаешь, что тебе нужно нажать кнопку, чтобы получить кадр. Осталось связать этот момент с мозгом и глазами и увидеть, что сейчас произойдет.
– Немножко предугадать?
– Да, немножко предугадать. У спортивных фотографов очень сильно развита интуиция, это действительно так. В любой фотографии нужно думать, и не только в репортажной. Но, может быть, в спортивной – чуть-чуть быстрее.
– А есть то, что тяжело снимать морально?
– Есть такие моменты, когда встают вопросы этики. Я не могу сказать, что я сталкивался с яркими ситуациями, когда приходилось думать, выкладывать или не выкладывать. Что-то такое было, бабушек нищих снимал на каком-то митинге, еще что-то. Но мне тяжело судить. Я знаю, когда человек выкладывает очень острую фотографию, начинаются всякие обсуждения типа «нафига ты это выложил» и «как ты вообще мог такое снять, показать грязь» или что-то еще. Не знаю, фотограф всегда должен оставаться профессионалом. С другой стороны, конечно, человеком. А понятие о том, как оставаться человеком, у каждого свое. Всегда найдутся такие люди, которые выложат эту фотографию. И всегда найдутся люди, которые эту фотографию не выложат.
– Ты пришел в фотожурналистику сам. Антон Уницын, который преподает эту дисциплину нам, тоже. Есть тогда смысл учить фотожурналистике?
– Это очень интересный вопрос. Этому и надо, и не надо учиться. Почему не надо? Если у тебя изначально нет склонности к фотографированию, то, скорее всего, все знания, которые в тебя будут пытаться заложить, не приведут к тому, что ты станешь по-настоящему серьезным и сильным фотографом. Человек, который тебя обучает, не откроет тебе видение. Он может научить тебя каким-то вещам, рассказать теорию, дать практику. Я могу прийти, например, рассказать людям все о спортивной фотографии: что я знаю, как реагирую на ситуацию, как картинку набираю. Но это не значит, что люди будут фотографировать так же, как и я. Если из тысячи человек хотя бы один дойдет до какого-то уровня, это очень хорошо. С другой стороны, я прекрасно понимаю, зачем нужен такой предмет, как фотожурналистика. В современных условиях журналист должен быть комбайном. Это человек, которому дают фотоаппарат, грубо говоря, блокнот, ручку и говорят: «Даш, сегодня ты работаешь здесь, здесь и здесь. От тебя должны быть фотографии и текст». И ты работаешь в пределах поставленных задач. А для того, чтобы задачу выполнить, ты должна знать, что и как снимать. Да, ты не будешь профессиональным фотографом, у тебя будет не самый лучший фотоаппарат. Но, обладая знаниями, которые тебе даны, ты сможешь получить нормальный кадр, который позволит тебе выполнить поставленную задачу. Поэтому фотожурналистика должна преподаваться как база, несомненно.
Беседовала Терехова Даша