Алексей Кудинов: «Есть такая эфемерная и красиво звучащая штука, как журналистский долг»

Алексей Кудинов – ведущий журналист телеканала «СТС – Мир» в Новосибирске. В начале своей карьеры он работал в редакциях газет «Молодость Сибири», «Вечерний Новосибирск» и журнала «Эксперт-Сибирь». Алексей рассказал о том, почему выбрал телевидение, зачем сегодня нужна региональная журналистика и кому журналист принадлежит больше, чем себе.

– Почему вы выбрали журналистику?

– Журналистика сама меня выбрала. Я начал заниматься ей ещё до университета, и даже четыре года был редактором школьной газеты. Моим наставником и первым учителем был Владимир Нарбут, заместитель редактора газеты «Вечерний Новосибирск», который и заразил меня идеей писать.

Так я уже со школы готовил себя к творческой профессии, думал пойти либо в театр, либо в журналистику. Поступил на филфак НГПУ, и с первого курса начал работать. Из-за того что практика отнимала много времени, учился я не очень прилежно, хоть и закончил с красным дипломом (во многом благодаря навыкам, приобретённым во время работы).

– Почему работа на телевидении привлекла вас больше, чем в газете?

– На телевидение меня, в первую очередь, привлекает бодрый ритм работы. Например, когда я работал в штате еженедельной газеты «Молодость Сибири», которая выходила каждую среду, то я мог в четверг вообще не появиться в редакции, в пятницу – только начать думать над материалом, а в понедельник и вторник уже приходилось сидеть до последнего. Корреспондент в газете работает как пружина: он раз в неделю сжимается и раз в неделю, перед выпуском, разжимается.

На телевидение себе такого позволить нельзя, там время измеряется не днями, а часами, даже минутами. Иногда ты приезжаешь за полчаса до эфира, и у тебя нет ничего. За это время тебе нужно успеть написать текст, равный тому, который ты мог целый день писать в газете, да ещё и видео смонтировать. Это, безусловно, даёт адреналин, которого нельзя получить, работая в газете.

Ещё телекорреспондент в глазах респондентов выглядит более статусно, чем газетчик. Когда я стал приезжать к тем людям, о которых уже писал раньше, с камерой и микрофоном, они сразу начали относиться ко мне серьёзнее.

Но есть в работе на телевидении и свои минусы. Например, газетчики имеют возможность где-то вечером сходить на какое-то мероприятие и остаться после него на банкет: поговорить, выпить, потусить. Мне тоже раньше неоднократно удавалось с какими-нибудь рок-музыкантами зависнуть в клубе, где они выступали, но сейчас я себе не могу этого позволить, потому что теперь после окончания мероприятия я сразу отправляюсь на студию делать сюжет. Газетчики остаются и отдыхают, а телевизионщики едут работать.

– Как за последние годы на вашу редакцию повлияло быстрое развитие Интернета?

– Сегодня моему телеканалу доход приносит именно вещательная деятельность и размещение рекламы на телеканале. Несмотря на большое количество разговоров по поводу того, что Интернет скоро заменит вещание, я не могу сказать, что мы становимся менее эффективными или теряем аудиторию. Даже исследования говорят о том, что Интернет не отвоёвывает у телевидения «человеческое» время, он отвоёвывает другое время. Да, очень много говорится о влиянии Интернета на телевидение, но мы на «СТС-Новосибирск» пока не особо его чувствуем. У нас есть группы в социальных сетях, есть канал на YouTube, но это пока, наверное, всё.

– Ощущаете ли вы потребность в региональной журналистике сегодня?

– Такая потребность есть всегда. Даже сейчас при быстром развитии социальных сетей, когда многим людям кажется, что мнение фейсбука – мнение всего мира. Но это только иллюзия: далеко не все жители нашей страны – активные пользователи социальных сетей, и далеко не вся полезная информация может дойти до вас по этому каналу связи. Часто информация в Интернете – это просто информационный шум, из которого сложно выделить что-то главное. Поэтому потребность в профессионально подготовленных информационных материалах была, есть и будет всегда, особенно на местном уровне.

В федеральных новостях про наш город могут рассказывать раз в три дня и то только какую-нибудь жесть. А ведь все люди живут обычной жизнью, и помимо каких-то сенсационных новостей им так же хочется знать про погоду за окном, про состояние дорог, про то, куда можно будет сходить на выходных. И об этом они могут узнать только от нас, от региональных СМИ.

– Случаются ли у вас конфликты между личным и профессиональным?

– Конечно, случаются. Планировать время работы на телевидение вообще очень сложно. Вот сейчас загорится какой-нибудь дом, я встану и побегу туда снимать. Потому что профессия у меня общественная, и я ей уже принадлежу больше, чем себе. Но за столько лет я почти научился совмещать семью и работу, хотя остаётся ещё такая проблема, что домой я прихожу позже, чем любой другой среднестатистический мужчина, который работает в офисе.

Есть такая эфемерная и красиво звучащая штука, как журналистский долг. Многие не относятся к этому серьёзно, но согласитесь, что он всё-таки есть. В ночь перед свадьбой я работал, в день смерти отца я работал, потому что выпуск новостей к вечеру должен быть готов, а за тебя твой сюжет никто не сделает. Журналист не имеет права подвести свою редакцию и своего зрителя.

– Как планируете развиваться в профессии дальше?

– Специфика региональной журналистики в том, что здесь нет пути развития наверх. Сейчас я ведущий журналист одной из лучших, на мой взгляд, информационных редакций Новосибирска, и, если говорить о вертикальном росте, то тут я могу стать только, условно говоря, главным редактором. Но главный редактор – это кардинальная смена деятельности, которой я пока не хочу, сейчас мне нравится заниматься тем, чем я занимаюсь. Я бы хотел сделать свой авторский проект, посвященный культуре, у меня даже есть некоторые идеи на этот счёт. Мне кажется, на телевидение не хватает передачи, где бы людям рассказывали о культуре простыми и понятными словами, без пафоса, про сложные и важные вещи.

Еще мне интересно развиваться и в других областях, например, в связях с общественностью или педагогике. Не исключаю, что когда-нибудь я могу уйти в другую профессию. Сейчас мне всё нравится, но будет ли мне это нравиться в пятьдесят лет? В таком возрасте уже странно быть репортёром. Ещё у культурной журналистики, которой я в основном занимаюсь, есть такая фишка, что ты никогда не перестаёшь развиваться и интеллектуально расти. Например, завтра я еду на премьеру спектакля, значит, сегодня прочитаю новую пьесу, а послезавтра прочитаю про художников–лучистов, и так каждый день я буду узнавать что-то новое.

Беседовала Екатерина Глухова