Андрей Никитин: «Печать — это как театр»

Андрей Борисович Никитин — руководитель издательской группы и главный редактор информационного агентства «altapress.ru», одного из крупнейших в Алтайском крае. Он рассказал о том, как изменилась журналистика с появлением интернета и какие перспективы в будущем ждут печать.

— Как изменилась печатная журналистика за время вашей работы?

— Я пришел в журналистику в 90-х, когда еще сохранялось влияние 80-х, перестройки. Основой были большие материалы, очерки, развороты. Люди с тех времен писали не по принципу перевернутой пирамиды, как сейчас, а по принципу долгих вступлений, размышлений. В тех текстах, прежде чем дойти до того, что хочет сказать автор, ты прочтешь его рассуждения, жизненные взгляды. По структуре это было похоже на школьные сочинения. Многие люди смаковали не столько форму и содержание, сколько самовыражение в тексте: там были длинные фразы, очень много причастных и деепричастных оборотов, развернутых сложных предложений. Но в этом тоже был свой кайф. Недавно я прочитал такой текст и понял, что так уже не пишут, а я застал это время умирающим.

Когда я пришел в журналистику, уже начали учиться у западников принципу перевернутой пирамиды, чтобы читатель понимал, о чем идет речь, с первых же строк. Начали делать так, чтобы человек быстро «въезжал» в большой материал с помощью верстки, подачи материала, подачи заголовка, с помощью каких-то оформительских элементов.

— А что насчет интернет-СМИ?

— Сейчас во многих газетах, которые перешли на сайт, он играет главную роль. Сначала ты пишешь материал на сайт, чтобы быстрее подать, а в 2000-х тянули материал, чтобы не раскрывать тему. Сейчас понимают, что если не опубликовать материал сразу, то удержать новость будет невозможно, ее просто украдут.

Некоторые печатные издания просто републикуют информацию с сайта в газету и даже не подготавливают ее. Газета получается дайджестом из того, что ты вчера уже прочел на их сайте.

Здесь идет непонимание того, что к газете и сайту нужен разный подход. Раньше брали газетные тексты и «заливали» на сайт, теперь текст с сайта публикуют в газете. В обоих случаях это не срабатывает, нельзя перебрасывать текст туда-сюда.

В газете нужно оставлять правильные элементы, именно газетную подачу. Почему так не делают? Потому что эта журналистика более тяжелая и дорогая. Сейчас уже многие считают, что она не дает такого выхлопа, как раньше, потому что газеты читают меньше, а на сайте читателей становится больше и туда идет сопоставимо много рекламы, где-то даже больше, чем в газете.

— Вы говорили о том, что новости на сайте нужно публиковать быстро. Что приоритетней: качество и достоверность информации или скорость?

— Сайт позволяет давать новость в развитии. Ты можешь составить заметку из нескольких абзацев и потом, получая подробности, уже расширять эту информацию. Сделать подбор материалов, которые между собой пересекаются ссылками, гиперссылками, и у тебя уже готов качественный материал, который начинался с простого и закончился сложным.

В газете у тебя есть временной запас, ты можешь собрать какой-то материал, несколько точек зрения, тут нужно все подготовить. Возможно, поэтому газета стала более аналитичной.

Вообще, газете нужно уходить от универсальности, она должна занимать какие-то свои ниши «пищевой цепи». Если у тебя есть определенный круг читателей, и он ложится на рекламодателей—тогда с этим нужно работать. А если ты остаешься в структуре общественно-политического издания для всех, то можешь проиграть очень быстро, потому что не поймешь, для кого конкретно ты пишешь, и рекламодатель не будет понимать, какую аудиторию ты представляешь. Мы же понимаем, что даже у комсомольской правды есть своя ниша.

— Есть темы, которые всегда актуальны?

— Да, есть. Это заметно по реакции на разные материалы. Например, барнаульцы любят свой город и, если мы публикуем материал о том, что будет построено, то все заходят и все смотрят. Мы посмотрели, что эти темы интересны и сделали для них специальную рубрику. Это интересно читателям и сайта, и газеты.

Появились новости о том, что мэра города пытались посадить, и об этом читали все. Если вещи, которые всегда интересны. Просто в газете ты можешь подать это по-другому, там не нужны мелкие заметки, ты добавляешь подробности, аналитику. На сайте ты должен быстро ответить на вопросы: что? где? когда? а потом уже почему? и зачем? но ты все равно должен наних ответить. В газете ты уже начинаешь глубже описывать тему, после того как насобирал нужную информацию на сайте. Поэтому будь добр, к выходу газеты ответь на все уточняющие вопросы

— В интернете есть много возможностей: инфографики, видео, лонгриды. Это облегчает подачу текста?

— Лонгрид— это модная штука. Можно подать свой текст здорово, но над ним нужно долго работать, а при этом заметка о том, что где-то горит дом, наберет больше просмотров. Это не значит, что не нужно писать лонгриды, но это очень точечная вещь, и ее нужно делать редко. Например, когда важно показать масштаб того, что происходит. А когда этого не нужно делать, ты просто можешь вставить какие-то элементы в текст, типа инфографики, ее можно сделать и на сайте, и в газете. Но тут тоже важно понимать, когда это нужно, а когда нет. Люди быстро «наедаются» такими вещами. Хотя некоторые моменты можно сказать хоть десять раз, но лучше один раз показать, чтобы стало понятно.

Нас в свое время ребята из римской газеты научили правильной вещи— прежде чем делать что-то в своей газете или на сайте, подумайте, а зачем это? Может, этот графический элемент здесь не нужен. Каждый раз, когда ты что-то делаешь, задаешься этим вопросом. А можно ли проще?

— Как вы думаете, периодика остается актуальной? Ее не вытеснить телевидением?

— Печать — это как театр, про него же говорили, что он умрет с появлением кино и телевидения, но он все равно остается. Печать все равно будет мимикрировать, уходить в какую-то сторону. И даже если когда-нибудь газетная часть отомрет (в чем я не уверен), все равно что-то останется, люди всегда будут что-то читать. Все это будет трансформироваться, возможно, в бесплатные газеты. Но при этом на Западе появляется обратная тенденция. Были издания, которые говорили, что уходят из принта и оставляют только сайт, а потом вернулись обратно, потому что есть часть людей, которым это нужно.

Такого тиража, как раньше у газет уже не будет, но люди, которым это нужно, по-прежнему остаются.

Подготовила Анастасия Зырянова