Антон Исаев: «Этим надо жить, а не просто зарабатывать»
Антон Исаев, корреспондент и телеведущий «Тагил-ТВ», окончил журфак УрФУ и все девять лет своей профессиональной деятельности остается верен «Тагил-ТВ». В интервью журналист рассказал о своих убеждениях, зачем получать журналистское образование, как ломать стереотипы в профессии и почему телевизионную индустрию можно сравнить с биг-маком.
— Как сложился твой путь в журналистику?
— Очень спонтанно и банально. С детства я был веселым и шумным ребенком, поэтому родители решили отдать меня в актерский кружок. Так я всю школу и проплясал на сцене, а когда пришла пора выпускных экзаменов, глубоко задумался. Учиться особо не было времени, да и путь был один — актерское училище. Но вот незадача — не поступил, а остаться за порогом высшего образования не хотелось. Друг собирался поступать на журфак, уговорил попробовать с ним, так все и началось. После университета вернулся обратно в Тагил и устроился в качестве штатного журналиста на «Тагил-ТВ». С тех пор мы неразлучны.
— И как, не пожалел, что поступил на журфак?
— Думаю, что я выжал оттуда максимум того, что можно было, хотя на практические умения рассчитывать не приходилось. Зато можно прочитать дикое количество непонятных книг и выучить русский язык. Но в этом тоже есть свой плюс, пока не прочитаешь много качественной литературы, не научишься писать осмысленно и неоднообразно. Литература — необходимый багаж знаний каждого журналиста, который дает понимание, что в русском языке немного больше ста слов, даже если в работе тебе больше и не нужно.
— Ты девять лет работаешь на «Тагил-ТВ», не возникает мысль уехать в крупный город на федеральный канал?
— Многие задают этот вопрос, поэтому отвечу прямо. Нет, не хочу. Меня устраивает моя работа — каждый день съемки, сюжеты, эфиры. Что может быть лучше? Работа на федеральном канале, по сути, ничем не отличается, только больше пахоты́ и отсутствия времени. А здесь полгорода тебя знает, и ты знаешь половину. Вот женюсь, может, и задумаюсь об этом, а пока меня все утраивает.
— Как бы ты продолжил: «Журналистика — это…»?
— …такое же ремесло, как и столярное дело: тоже набор навыков и умений. Представим, что если человек прослушает лекции о теории столярного дела, а потом возьмет лобзик, рубанок и брусок, не сделает он вам стула, который через пять минут не развалится. Так и тут. А расклад внутри любого ремесла примерно одинаковый: половина халтурщиков, четверть умеют работать, одна восьмая крепких профессионалов и парочка гениев. Но если убрать всех и оставить одного гения, то не будет фона, на котором он может выделяться. А если убрать гениев, то не будет идеала, к которому стоит стремиться.
— К вам приходят устраиваться на работу выпускники журфака? Если да, то, что они представляют как профессионалы?
— В нашей редакции работает всего лишь два выпускника факультета журналистики, остальные имеют другое гуманитарное образование. Однозначно сказать сложно. Навыки есть у тех, кто начал работать во время учебы. Остальные имеют неплохое общегуманитарное образование, но практические навыки отсутствуют. Получается, что их шансы уравниваются с теми, кто не имеет журналистского образования. Если человек умеет писать под заданный формат, то его образование не имеет значения для редактора. Считается, что журналист складывается, независимо от его начальных данных, примерно через пять лет работы.
— Люди часто обвиняют журналистов в том, что они обращают внимание только на негативные новости. Что ты думаешь по этому поводу?
— Давайте, подумаем, а что нас привлекает в художественной литературе? Верно, драматургия, конфликт. Просто писатели этот конфликт придумывают, сочиняют сюжетную линию. Мы же берем ее из жизни. И несмотря ни на что, люди продолжают смотреть то, что предлагают телеканалы. Вот вам и ответ.
— Есть ли самоограничения в современной российской журналистике?
— Существует разная журналистика и разные ограничения. То, что можно выпускать ТНТ, исключено на «Первом канале». Есть политические ограничения, есть этические, есть юридические, есть редакторские, есть корректорские. Возникает неопределимое поле, где мы — это ежики в тумане. Как бы парадоксально не звучало, но у мелких каналов возможностей больше. Кому мы нужны? Наш телеканал представляет интерес для города и близ лежащих населенных пунктов, и для Свердловской области, отчасти.
— Многие эксперты предрекают традиционным СМИ падение доли аудитории. Каким сегодня должен быть телеэфир, чтобы заинтересовать зрителей и рекламодателей?
— Зададимся вопросом, а что такое море информации? С раннего утра я захожу в интернет, там я целиком верстаю свой информационный мир так, как мне это удобно. Однако, это всего лишь иллюзия, информацию подбирает поисковая система. Но большой объем информации создает видимость, что выбираю я сам. И этим я дорожу и плачу за эту магию. При использовании же линейного времени СМИ, нет возможности вернуться назад, перескочить с одной новости на другую, это раздражает меня, как зрителя. А что можно сделать? Просто качественно выполнять свою работу.
— Как ты считаешь, что происходит с телевизионной индустрией сегодня?
— Есть на телевидении программы, собирающие долю больше 50 %. Рекорд, все довольны, как слоны, сумасшедшая цифра, у новогоднего поздравления президента цифры и то меньше. Но для развития нашей индустрии они полезны настолько же, насколько полезен биг-мак. Просто искусственная штука, которая создает у тебя ощущение полного желудка, но пользы не приносит и при этом не имеет ничего общего с гастрономической культурой. Вот какой-нибудь винодел занимается всю жизнь тем, что выращивает единственный сорт винограда, под единственным углом, на единственном пригорке размером со студию, из которой мы в эфир выходим. А биг-мак везде одинаковый, что там, где растет этот виноград, что там, где мерзлота вечная. Пришел, съел, желудок набил — и к культуре это не имеет никакого отношения.
— Как журналист со стажем, что ты можешь посоветовать начинающим журналистам?
— Посоветую хорошенько подумать: оно вам надо? И если вам нужно время для раздумывания, то лучше не ходите. Просто не занимайте чужие места. От этого страдает и качество продукта, будь то новости или статья в журнале. Но если решили попробовать, будьте открыты ко всему новому, критике и отдавайтесь работе полностью. Этим надо жить, а не просто зарабатывать.
Беседовала Светлана Сергеева