Антонина Поздеева: «Нельзя жалеть себя, для этого есть другие люди»
Антонина Поздеева с детства мечтала работать на телевидении, но судьба распорядилась иначе. И лишь по счастливой случайности ее жизнь изменилась. Теперь Антонина работает специальным корреспондентом телеканала «Катунь24» в городе Барнауле. Она рассказала о том, с чего начинался ее профессиональный опыт, об особенностях тележурналистики, о жизни и работе в столице, а также дала совет будущим журналистам.
— Я так понимаю, что отправной точкой стал проект «Хочу на К24». Что он из себя представляет?
— Да, но все получилось случайно, хотя о работе на телевидении я мечтала всю жизнь. У нас был проект на телеканале «Катунь24», где, кстати, в середине мая запускают второй сезон. В общем, суть в чем: каждый новый этап конкурса анонсировался, выходили сюжеты, и было приятно, что люди, действительно, с интересом следили за происходящим. Нам тогда сразу строго сказали, что ни в коем случае нельзя оглашать результаты раньше времени, потому что на экранах телевизора проект выходил немного позже. И, как оказалось, я попала на вторую волну конкурса. Я следила за новостями телеканала в социальных сетях, ждала, когда будет вакансия, а в один прекрасный момент улетела отдыхать. Возвращаюсь – у них уже второй этап, все началось. Первая мысль: «Ну как, как так? Я столько хотела, столько мечтала, а тут не получается, наверное, просто не судьба…». Но в этот же вечер появилось объявление о том, что завтра вторая волна, все бросайте и бегите. Ну, я все бросила и побежала (смеется). У нас практически в один день все и произошло.
— Все три этапа конкурса проходили в один день?
— Да, полсотни человек было на кастинге. Самой старшей участнице кастинга было 44-е года, а самыми молодыми были, в основном, студенты нашего местного вуза. Ребята просто пришли, как они потом признались, чтобы взглянуть на телевидение изнутри, им хотелось побыстрее окунуться в атмосферу. Что касается меня, то профессионального образования журналиста нет, я специалист по рекламе, но представление о профессии уже имела на тот момент. Итак, в первый же день отобрали 11 человек для дальнейшего участия в конкурсе. Было три этапа отбора – прежде всего, это самопрезентация, нас выводили на экран и смотрели, как человек ведет себя в кадре, уверенно ли держится.
— Было очень волнительно, наверное?
— Это было страшно, действительно. Мы ожидали, что в первый день будет один этап и все, нас отпустят, и мы хотя бы выдохнем. А было иначе. Тут же нам дали текст сюжета, его нужно было начитать, заодно и продемонстрировать технику речи, то, как ты вообще ориентируешься с незнакомым текстом. Третий этап – это интервью с одним из членов жюри. Сразу понятно было, кто из ребят действительно хочет, а кто уже стушевался, сдался. После отборочного этапа мы пошли на практику. Так как я человек пробивной, я решила, что назад дороги нет. В тот же день я уволилась с прежней работы, сказала, что если не телевидение, то вообще не знаю, как моя жизнь повернется. Я решила, что буду биться за это место до последнего, потому что много моих знакомых и даже друзей, которые уже побывали на этом телеканале, уехали покорять вершины российской журналистики в столицу. Я для себя тогда решила, что дальше я уже не сверну. На следующий день нам повезло: нас приезжал тестировать очень известный репортер – Денис Бевз, он из Томска, в 2015 году получил премию ТЭФИ за лучший репортаж. Именно он давал нам азы журналистики. Мы также выезжали в центр города, чтобы провести блиц-опрос, и это безумно меня затянуло.
— Про телевидение обычно говорят: либо пришел, увидел и остался, либо понял, что не твое. Почему вас привлекла именно тележурналистика?
— Почему-то я с детства мечтала быть телеведущей, рассказывать всему миру, что происходит вокруг. Однако очень уж окольными путями меня жизнь привела в телевидение. Еще, наверное, повлияло то, что я полгода жила в Москве. После того, как я окончила университет, я решила съездить и посмотреть, что там происходит вообще, и довольно быстро нашла работу, а параллельно ходила по киностудиям, смотрела, как все устроено изнутри. ГлавКино, Мосфильм, Останкино — я везде побывала и поняла, что это мое, но в Москве просто так ничего не добиться, нужно обязательно специальное образование, очень хорошие связи и рок судьбы, на что я не привыкла рассчитывать в принципе. Решила, что буду учиться всему у себя дома, и вот, спустя два года, как я вернулась из столицы, у меня получилось попасть на ТВ. Уже на второй день конкурса я решила, что просто так сидеть я не буду, увидела что девочка (теперь это моя коллега), с воодушевленными глазами вылетела из ньюсрума и сказала: «Так, там глыба на мальчика упала, я поехала в Заринск!» Я подошла к продюсерам и попросила взять меняна съемки. Они переглянулись, были в шоке и ничего не поняли. Но, в общем-то, свободное место было, почему бы и не поехать. Уже ровно через неделю у меня была запись стенд-апа и мой первый сюжет.
— Первый сюжет был во время практики?
— Да, я еще не была сотрудником, но нам давали свободу действий в том плане, что если есть у тебя тема, и ты хочешь ее показать — пожалуйста. Денис Бевз нам очень помогал, дал понятие, что может быть сюжетной новостью, а что нет. В итоге нас осталось пять человек, которые ходили на практику, тогда нам уже давали делать сюжеты самостоятельно. Спустя три недели Денис уехал, но, видимо, оставил свои рекомендации главному редактору, и в день X, мне вручили удостоверение сотрудника прессы. Это было счастье, просто свет в конце тоннеля, а точнее — начало нового большого пути. Я сразу понимала, что это полностью погружение в профессию, работа может и дни, и ночи занимать.
— Быть журналистом — это быть в постоянном поиске фактов, наблюдать за работой других и не разграничивать личную жизнь и профессию. Так ли складывается у вас?
— Так и складывается. В нашей редакции за мной закрепился образ Аллы Михеевой. То есть я в этом плане чумовая, сумасшедшая, у меня пока нет ни семьи, ни детей, и я готова на все. Я еду на самые безумные съемки, делаю самые сумасшедшие стенд-апы, готова чуть ли ни на высоте 500 метров с кем-нибудь спрыгнуть, попробовать что-то новое. Вот такое амплуа сложилось.
— А как вы учились писать тексты для репортажей? Пришлось читать специальную литературу, смотреть много сюжетов или сразу все получалось?
— Знаете, наверное, помогло мое образование. Специалист по рекламе — это работа с историей, которую нужно продать. Журналистика — это тоже история, но, прежде всего, это объективность. Сначала было сложно излагать ее объективно, не принимать никакую сторону, но это все приходит на опыте, на самом деле. Главное, запомнить, что в журналистике нет места канцеляризмам, нужно изложить и грамотно, и так, чтобы понял среднестатистический зритель. Прежде всего, необходимо разобрать любую сложную тему и понять самому. Учиться приходится постоянно, каждый раз что-то новое, и не хочется штампов, хочется, чтобы было все ново и интересно. Журналистика — это также постоянная работа над собой, поиски новых ракурсов и точек зрения.
— Вы занимаетесь еще и организаторской деятельностью, помогли ли качества, приобретенные ранее, в работе на телевидении?
— Конечно, я очень долго занималась мероприятиями как ведущая и организатор. Именно в работе с людьми мне очень это помогло. Люди бывают разные, и очень сложно порой найти подход к человеку, нужно уметь общаться с первыми лицами края, государства и с обычными людьми, у которых есть свои проблемы, чтобы они тебе доверились и рассказывали так, как есть. Необходимо учиться «входить» в ситуацию и пытаться понять человека. Я не скажу что это какой-то подхалимаж, но гибкость — это да, одно из самых главных качеств в нашей работе. У журналистов есть устоявшееся амплуа назойливых людей, которые лезут не в свои дела. Я вам хочу сказать так — как журналист подаст себя, так к нему и отнесутся.
— А что делать, если журналистов, в основном, воспринимают как циников и людей, которым собеседник не интересен, им нужно выудить нужную информацию и уйти?
— Надо готовиться к любым съемкам и, тем более, интервью. Журналист должен знать, что за человек перед ним, вплоть до того какое блюдо он любит. То есть, с чего ты можно начать разговор, чтобы расположить человека к себе. Тогда вероятность того, что беседа пройдет в нужном русле, и человек тебе «откроется», выше. Обязательно нужно готовиться, а бывает так, что ты выезжаешь на место съемок и тебе нужно рассказать о происходящем, зная буквально пару фактов, но это репортажное дело, как говорят, «что я вижу, то я вам и передаю». Но даже некоторые стенд-апы лучше прописать заранее, хотя бы какие-то заготовки сделать, чтобы не перепутать факты, ведь журналист — лицо своей редакции, он не имеет права на ошибку.
— Самое сложное — это начать. Впервые снять сюжет, впервые проинтервьюировать… Как вам удалось перебороть волнение, было ли оно вообще?
— Я не знаю, как с этим бороться, потому что это помощь моего прежнего рода деятельности, отчасти. Волнение отсутствует, как таковое. Главное знать, о чем говорить. Нужно взаимодействовать со своей командой, научиться работать с оператором, который будет помогать и понимать тебя с полуслова. Опять же, тут ничего не поделаешь, решение проблемы — это опыт, учиться и учиться.
— Каждый день в нашей работе происходит что-то новое, но, все-таки, как выглядит типичный рабочий день в редакции?
— Ну, есть что-то такое, что повторяется с периодичностью. Я всегда захожу с огромной улыбкой и кричу: «Всем привет». Я человек хаоса и раздора в своем коллективе, в хорошем смысле. День в редакции — это нескончаемые съемки, наушники на голове, просмотр большого количества материала, это очень много жарких обсуждений. Коллектив — это очень важно. Но, прежде всего, ты каждый день перепроверяешь свой материал, продумываешь тему, пишешь тексты и расписываешь синхроны. Стоит сказать и о рядовых съемках, которые периодически повторяются, и здесь тоже не обойтись без креатива. Если событие повторяется из года в год, то приходится придумывать, как показать его по-новому, хотя событие одно и то же. Например, на Алтае очень развит событийный туризм, так получилось, что почти все мероприятия в этом году освещала я. Зрителю должно быть всегда интересно, и ради этого стоит поломать голову.
— Мне запомнилась фраза, характеризующая журналистов, которую произнес Владимир Познер: «Журналист как хорошее вино — с годами только лучше». Но когда ты много работаешь, ездишь в командировки, постоянно ищешь новые темы и новых людей, у любого человека появляется эффект выгорания – отношение к работе, как к рутине. Так ли это?
— Да, знаете, рутинного в работе немало. Но это самая наименее рутинная работа в итоге, которая может быть. Потому что, как вы правильно заметили — это новые люди, новые ситуации. Если ты это делаешь, чтобы просто осветить событие и сказать, что было «там-то и с тем-то», проще говоря, для отчетности, тогда это рутина. Когда ты вникаешь во всю суть проблемы человека, ты не можешь отнестись к этому равнодушно. Тебе всегда хочется помочь. И здесь важно помнить, что у тебя много полномочий, ты владеешь словом, но свобода ограничивается, как ни крути. Нужно серьезно соблюдать свои рамки и понимать, что у тебя огромное оружие в руках, которым нужно грамотно владеть, иначе выстрелит в твою сторону, такой вот шаткий момент.
— Ну, раз уж мы подняли тему свободы, то такой вопрос: существует огромное множество журналистских кодексов и стандартов. Есть ли в вашей редакции какие-либо ограничения со стороны начальства, например, в социальных сетях?
— Что касается телеканала, то у нас есть, например, строгий дресс-код (улыбается), мы не имеем права появляться на съемках в джинсах с дырками или даже в обычных джинсах. Что касается строгих правил поведения, то, конечно, они есть, скорее негласные, скажем так. Ведь мы представительство губернатора Алтайского края, лицо края, если можно так сказать. Насчет социальных сетей: если ты приходишь домой и говоришь в своей личной странице, что ты с чем-то не согласен, а перед этим ты сказал совершенно другое у себя в эфире, то это непрофессионализм. Какая тебе вера как журналисту, если ты представляешь ложные сведения или не дорожишь своим словом. Это же совершенно уже не журналистские поступки.
Бывает такое, когда человек не согласен с тем или иным моментом, тогда за него просто берется другой журналист, для которого эта точка зрения приемлема. Право выбора есть почти всегда, и если что-либо категорически противоречит твоим внутренним установкам, то не стоит браться за тему изначально.
— Тогда какими качествами должен обладать настоящий журналист, профессионал своего дела?
— В первую очередь, это стрессоустойчивость, нужно быть готовым абсолютно ко всему. Если что-то пошло не так, ты должен моментально найти другое решение, чтобы в итоге довольствоваться результатом. Если ты в журналистике, то ты уже понимаешь, что будут отказывать, будут отменять встречи, а времени на всякие переживания нет. Еще очень важно быть не столько эрудированным человеком, сколько любопытным и жадным до всего. Есть какая-то возможность узнать что-то новое — надо пользоваться, потому что никто не знает, что завтра тебе пригодится. И, все-таки, как ни странно, надо быть человеком, оставаться всегда объективным и понимать, что есть реальное, а что напускное. Ну, еще один важный пункт — не лениться, очень много читать и учиться. И вот звездность, еще один важный момент. Мне часто говорят, что я легко попала в журналистику, но это далеко не так. У людей было время учиться этому, прорабатывать мельчайшие детали, а у меня времени не было. Главное – уметь укладываться в дедлайны и обходить шаблоны, которые навешивает высшее образование.
— Какие советы вы могли бы дать молодым журналистам?
— Нельзя жалеть себя, для этого есть другие люди. Лучше лишний раз не поспать, не поесть, но добиться результата, что гораздо удовлетворительнее в итоге. Когда тебе пишут: «Спасибо за сюжет», — это самое классное! Видеть рейтинг, количество репостов и лайков — это дорогого стоит. Ну, и надо любить, то, что ты делаешь и отдаваться профессии полностью. Важно не опускать рук, когда что-то не получается, нужно хотеть все время совершенствоваться!
Подготовила Ксения Буракова