Елена Богданова: «Пока люди окончательно не роботизировались, радио будет жить»

Экс-ведущая «Европы Плюс Новосибирск» и «Серебряного дождя» в Москве, ведущая «Ретро ФМ», креативщик семи новосибирских станций Елена Богданова, об изменениях индустрии радио и ее будущем.

– Вы работали на разных радиостанциях – где вам понравилось больше?

– «Европа Плюс», конечно. Это моя первая станция, моя альма-матер. Все самые крупные успехи, все шишки, все было там. Это незабываемо, конечно. В то время еще отдача была от слушателей большая. Мешки писем! Некоторые до сих пор рука не поднимается выкинуть, потому что там такие слова, такая благодарность. Мне повезло, что я застала такое время, когда людям было это нужно, когда люди сидели у радиопремников и ждали определенных программ. Сейчас людей очень сложно зацепить, заставить что-то слушать.

– Были ли у вас какие-нибудь эфиры, когда все шло наперекосяк, и нужно было как-то все спасать?

– Ой, ну такое регулярно случается, но это превращается в такую обыденность, что на этом уже сильно внимание не акцентируешь. Постоянные диджейские ситуации, когда тебя мучает кашель, и ты стараешься не прокашляться в эфире. Через это все ведущие пройдут, научатся справляться. Абсолютно все прошли через маты и оскорбления от слушателей в эфире. Как это перевести в шутку или по-другому спасти эфир – вечный вопрос. У меня как-то раз было, что, когда я была в эфире, над головой лопнула лампочка. Это как проверка тебя на стрессоустойчивость.

– Как вы попали на радио?

– Я фаталист, все у меня происходит неожиданно. Мама у меня актриса, и я с детства варилась в этой каше. Но я не знала, как подступиться к радио, оно казалось мне очень специфичным. Опять же, спасибо его величеству случаю, меня пригласили работать на телевидение. С ним все более или менее понятно, тебя показывают, зритель цепляется за имидж. Там я, по крайней мере, понимала, как действовать, можно было спрятаться хотя бы за косметику, вещи, улыбку. Мне искали соведущего, и им оказался ведущий «Европы Плюс». Ну, и он меня затащил на радио, он как раз только открывал радио «Два» и набирал штат ведущих. Я не стремилась туда, даже сопротивлялась, но в то же время что-то меня туда тянуло. Превозмогая страх, я начала заниматься: развивать речевой аппарат, мышление. Помню, там был конкурс, собрали нас в студии, семь-восемь человек. Нам дали двадцать-тридцать минут, какое-то количество песен, и нужно было написать к ним подводки. Я вообще не понимала, что сказать, как сказать. Очередь доходит до меня, а у меня ничего не готово. Взяла себя в руки, и со всей харизмой, отдачей, а главное с эмоцией прочитала. Звукорежиссер в рубке поднял большие пальцы вверх, так меня и взяли. Мне программный директор потом говорил, что я их своей эмоциональностью зацепила. Эмоция на радио тогда была главной, именно она тебя выделяла и вела по жизни на радио.

– Тогда перетекающий вопрос. Хороший радиоведущий – это какой радиоведущий?

– Ну, по тем временам, эмоциональность была основополагающей. Монотонность в эфире – это все, полный провал. Как немножко печальная, так и очень веселая эмоция – это круто. Не только для того, чтобы развлечь слушателя, но и для того, чтобы тебя заметили, запомнили. Сейчас тенденция, которую нам задает Москва – это нейтральность. Ведущий не должен выделяться, он теперь становится второстепенным красивым голосом без характера и имени. Эмоции вытесняются, но это не касается утреннего шоу. Там всегда должен быть заряд, позитив. Даже на самом серьезном радио. Ведущий должен быть образованным, банальщина никому не интересна. Какие-то интересные факты и темы хороший ведущий всегда должен уметь рассказать своему слушателю. Безусловно, очень важен юмор. Не обязательно в эфире анекдоты травить, но нужно уметь вызвать у слушателя улыбку.

– А вообще индустрия радио за последние десять лет сильно изменилась?

– Да, во-первых, отношение к ведущим, о котором я уже говорила. Ведущий, как отдельная единица, перестал быть таким значимым как для радио, так и для слушателей. Замени сейчас кого-нибудь на другого, потери будут минимальными. Звездность ведущего теперь не имеет значения. Сейчас нельзя отклониться от плейлиста, который тебе дает музыкальный редактор. У ведущих пропала свобода, какие-то маленькие свободки в эфире еще остались, но они очень маленькие.

– Каким тогда может быть будущее радио? Возможно ли исчезновение ведущего из эфира?

– Может, такие случаи уже были, многие станции осуществляли такую практику: гонять музыку, и какой-то роботоподобный голос сообщает погоду и время. Хороший пример – радио «Дача». Кроме часовых программ, которые проходят по вечерам, в эфире у них только музыка и сообщение погоды и времени. Даже программа по заявкам работает через автоответчик. И что мы видим? Первое место в Новосибирске. Не знаю, зависит это от отсутствия болтливых ведущих, но вот так выстрелила эта тема. Но люди все равно ищут разнообразия. Еще лет пять-десять ведущий будет актуален, я думаю. Люди пока еще инстинктивно тянутся к чему-то живому. Сейчас все идет к роботизации, такси без водителей и тому подобное. Радио первое попробовало что-то такое, остальные сферы жизни также подтянутся. Когда-то мир к этому придет, но я даю еще пять-десять лет.

– Может ли радио вообще исчезнуть из нашей жизни?

– Ровно десять лет назад, когда я переходила с «Европы плюс» на «Ретро ФМ» наш технический директор говорил: «Я даю радио год». Что мы имеем сейчас? Радио цветет и процветает. Это можно сказать и по рекламодателям, которые дают рекламу и имеют от нее большую отдачу. Люди на радио идут. Пока отдача от радио есть такая существенная, оно не умрет. К тому же работает эффект новизны. Радио всегда дает новые песни, то, что еще нет в сети и в твоем плейлисте. Подборки подборками, но это же все предсказуемо. Слушая радио, никогда не знаешь, что заиграет дальше. Ты всегда на гребне информации, ничто от тебя не уйдет, все срочные новости, погода, пробки – ты будешь в курсе всего. Ну и эффект присутствия, конечно. Радио – это голос, разговор, это живой человек. Пока люди окончательно не роботизировались, радио будет жить.

Подготовила Байкалова Софья