Ирина Мельник «Сельчане действительно интересуются газетой»

Какой он — районный журналист, и чем живёт районная журналистика сегодня, знает Ирина Мельник, главный редактор общественно-политической газеты «Огни Сибири» г. Шарыпово и Шарыповского района Красноярского края.

— В чем заключается главная особенность районной журналистики, чем она отличается от других?

— Районной?.. В первую очередь, у нас очень тесная взаимосвязь с людьми, особенно с сельскими жителями. Мы государственное издание, поэтому газета распространяется как в городе, так и по району: 50% площади отдаем селам, оставшуюся часть — городу.

И если шарыповцы мало покупают «Огни Сибири», говорят: «А зачем нам покупать, мы и в Интернете посмотреть можем», то сельчане действительно интересуются газетой. Они постоянно читают ее, считают своей, активно принимают участие в конкурсах, которые мы объявляем. Заранее, на полгода, на год выписывают, с нетерпением ждут каждый выпуск. Часто звонят в редакцию, волнуются, «не дай бог пропустить», делятся своими проблемами — по мере возможности мы стараемся помочь им, например, помогаем выйти на администрацию. А если вдруг читатель нашел ошибочку в тексте — сразу сообщает нам, критикует.

В районе много сел, и в каждом из них свой Совет ветеранов. Они хотят, чтобы о них писали, поздравляли с днем рождения. Практически в каждом номере мы выделяем площадь под поздравления. Денег за это, естественно, не берем, так что приходится как-то выкручиваться. Тем не менее ветераны покупают газеты, ищут свои фамилии, ждут, чтобы их поздравили. 70, 80 лет, 90. Ветеранов много и все они надеются, что Совет, администрация помнят их.

Вот сегодня случай был. В редакцию поступил звонок: «Спасибо огромное, что поздравили моего папу с 80-летием! Он так счастлив. Целый день ходит с этой газетой. К нему пришли односельчане — увидели фамилию и решили поздравить».

— С какими трудностями сегодня сталкивается газета?

— Как я уже говорила, проблема в том, что нас мало читают. В основном, газеты покупают районные жители, в силу традиции, привычки. К тому же наша целевая аудитория — это старшее поколение: ветераны, пенсионеры, что в селах, что в самом городе. В этом году 1 июня нашей газете исполняется 31 год, старшее поколение уходит, а вместе с ним и читатели.

У нас в крае [Красноярском крае — прим. автора], 44 таких изданий [государственных районных городских газет]. И ситуация у всех практически одинаковая. У современных людей повсеместно пропадает интерес к печатному слову. Поэтому учредитель [Агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края] дал нам установку: «Уходим в Интернет». Развиваем сайт, а что еще делать?

— Чем цепляет газета?

— Если взять в руки газету, то можно заметить, что в ней — рассказы исключительно о людях. Причем не о знаменитостях, известных начальниках. Мы пишем об обычных, порой даже незаметных тружениках, которые всю свою жизнь только и делали, что работали. Для нас не имеет значения возраст, пол человека. Наш город молодой, его много кто строил. Вот именно о таких людях — людях труда — мы и рассказываем.

— Есть ли какие-нибудь трудности с поиском материала?

— Искать материал просто. Город небольшой, а значит, все друг друга знают. В редакции работают два журналиста. Раз в неделю мы собираемся на планерочку, у них уже все расписано. Да и сами читатели обращаются в редакцию, обратная связь хорошо налажена.

— Как вы относитесь к материалам по заказу?

— Мы государственная газета, поэтому от материалов на заказ никуда не деться. Особенно в период предвыборных кампаний нас заваливают. Читателям это не нравится: «Зачем вы это пишите? И так про это везде говорят». А мы объясняем им, что выполняем госзадание, за выполнение которого получаем субсидию.

— В газете иногда публикуются работы юных авторов. Зачем нужно привлекать молодежь?

— Мы хотим, чтобы нашу газету и дальше читали. Сейчас основная аудитория — старшее поколение. Но если молодежь будет писать о своих ровесниках для них самих, то у газеты есть будущее.

Безусловно, мы привлекаем молодых авторов, стараемся сотрудничать с ними. У нас есть студия в ИМЦ [Информационно-методический центр], в школах ребята занимаются, в районах практически в каждом образовательном учреждении есть журналистские кружки. Совсем недавно мы приглашали юных коллег к нам в гости, из всех сел ребятишки приехали. Довольные такие, интересно им всё. Мы вручили им подарки, провели экскурсию по редакции.

Конечно, массово молодежь не интересуется, но все равно желающие есть. Есть даже такие, которые целенаправленно приходят к нам, тексты пишут.

— Сегодня вторник — день выпуска газеты. Как он проходит? Особенный, обычный?

— Да, вторник проходит немного напряженно. В этот день — основная вёрстка выпуска. Вообще к понедельнику вторая часть номера уже готова, туда входят объемные статьи. Первая и вторая полосы новостные, содержат информацию об актуальных событиях, произошедших в понедельник, например, или даже сегодня [во вторник].

В день выпуска номера нам присылают свои материалы пресс-службы городской и районных администраций. Для них специально выделены полосы в газете, например, «Сельские грани», «Шахтёрский вестник».

Примерно к двум часам все материалы уже готовы, их приносят в распечатанном виде. Приходит корректор и вычитывает, вносит свои правки. Я подключаюсь к проверке.

Затем выпуск мы отправляем в типографию, она находится в Красноярске. Там нашу газету печатают, а утром на машине отправляют в Шарыпово. По дороге [автомобиль] заезжает в ближайшие города — Ачинск, Назарово, где встречные машины перехватывают выпуски и развозят по всему нашему району. Оставшуюся часть привозят в Шарыпово — на почту, по торговым точкам, по подписке.

— Какая в вашем коллективе атмосфера?

— Атмосфера у нас дружеская. В коллективе две журналистки. Одна работает со дня основания газеты [с 1986 года], а вторая сравнительно недавно попала к нам — год назад — но уже достаточно опытная.

У нас в коллективе рабочие отношения. В первое время, конечно же, мои коллеги не могли найти общий язык, привыкали друг к другу. Потом поделили между собой сферы деятельности, и все разногласия исчезли сами собой. Хотя они иногда возникают, когда сферы пересекаются, но это уже рабочие моменты.

На планерку, как я уже говорила, мы собираемся раз в неделю, обсуждаем всё. Журналистки не сидят в редакции, обычно мы работаем в телефонном режиме, связываемся по электронной почте. Они у меня постоянно где-то бегают, готовят материалы дома или в любом другом удобном месте, редко пишут что-то в редакции.

Тем более график у них ненормированный. Я не требую, чтобы они приходили на работу строго к восьми часам и покидали редакцию в пять. Мне главное, чтобы журналистки присылали готовые статьи.

— Районный журналист — какой он?

— В районной пресс-службе работает Наталья Григорьевна Владикова. Вот её я действительно могу назвать районным журналистом. Наталья Григорьевна знает весь район — а это семь сельских советов, в составе каждого по 3-7 деревень (!). Она знает проблемы каждого, знакома со всеми главами района, общественниками (а они служат опорой в нашей работе). Наталья Григорьевна разбирается в сельскохозяйственной терминологии. Она действительно на своем месте.

Недавно моя коллега, у которой стаж более тридцати лет, готовила материал про село Ново-Алтатка [в 30 км к северу от Шарыпово]. В течение месяца три-четыре раза она ездила туда, общалась с местными жителями.

Однако после того, как женщина закончила материал (кстати, хорошая получилась статья, все остались довольны), попросила больше никогда не отправлять её на подобные задания. За месяц из неё словно все соки выжали.

«Тяжело, когда не разбираешься в специфической терминологии. К тому же сельские жители, с одной стороны, открыты, готовы идти на контакт, а с другой — щепетильно относятся [к статьям], не дай бог в текст закрадется какая-то ошибка. Городской житель, далекий от сельского хозяйства, даже не заметит, а они подметят каждую деталь».

— Чувствуется ли конкуренция со стороны телекомпании «Шанс»?

— Очень чувствуется, однако бороться с ними бесполезно. Дело в том, что там и телевидение, и радио, и газета — всё в одном. Анонс нового выпуска [газеты «Твой шанс»] в новостях, в бегущей строке, по радио. Если они запускают конкурс — об этом сразу вещает телевидение. Что касается рекламы, то «Шанс» предоставляет полный пакет своим клиентам — радио, ТВ, газета. А что можем предложить мы?..

Во-первых, в «Огнях Сибири» мало площади отводится под рекламу. Во-вторых, даже если бы это место мы и расширили, то рекламы как таковой у нас в принципе немного. К тому же, есть бесплатная газета, специализирующаяся как раз в этой сфере.

Поэтому наша целевая аудитория — преданные читатели, которые на протяжении долгих лет покупают газету. Благодаря им и живем.

Также мы проводим альтернативную подписку. Ездим по поселкам, находим людей, предлагаем нашу газету по цене, которая на порядок ниже, чем на почте. Сравните: там годовая подписка стоит 800 рублей, а мы предоставляем 50%-ную скидку. Так, например, в селе Березовском [в 50 км к северу от Шарыпово] Анатолий Николаевич Куделькин подписал нам 100 человек по 400 рублей в год. Альтернативную подписку предлагаем и городским организациям, налоговой, полиции, детским садам, школам. Сами развозим газеты по точкам. Выкручиваемся.

— Каково же будущее газеты?

— Я думаю, «Огни Сибири» никуда не денутся. Мы будем работать, всё-таки газета государственная, нам выплачивают пусть и небольшую, но субсидию. Не думаю, что пройдет пять, десять лет, и люди перестанут интересоваться новостями, событиями, которые происходят в городе и районе. Мы с надеждой смотрим в будущее. Будем продолжать нашу работу, развивать сайт. Хотя сайт больше нужен городским жителям, ведь сельчане привыкли к печатной версии нашего издания. Руководство говорит, что ему всё равно, как мы донесем информацию до целевой аудитории: «Прочитают ли на сайте, купят ли номер, или вы встанете на перекрёстке и будете выкрикивать новости — лишь бы информация дошла до людей».

Подготовила Наталья Безрукова