Ирина Звягина: «Все люди — люди. Все хотят человеческого отношения. И никому не нужна правда. Она уже есть, и у каждого — своя»
В журналистике Ирина Звягина — 16 лет. За её плечами — опыт работы на телеканале ОТС и радио «Транзит», а в прошлом году она стала редактороми ведущим программы «Новости Искитима» на телекомпании «ТВК». В связи с этим мы решили узнать, в чём специфика региональной журналистики и как готовиться к репортажам.
— В чём, по вашему мнению, специфика областной журналистики?
— Много ездить, быстро отсматривать материал и очень быстро писать текст, чтобы успеть его смонтировать к вечернему выпуску. Вечный цейтнот. Подача информации ориентирована на регион — это должно иметь значение для всей области, а не для одного конкретного города.
— Как именно вы готовитесь к репортажам? По-вашему, нужно быть полностью «в теме» ещё до начала мероприятия или следует ориентироваться по обстановке?
— Если есть возможность подготовиться, конечно, надо готовиться. Штудирую интернет, спрашиваю, что об этом знают другие. Думаю, о чем спросить будущих героев своего сюжета, чтобы это было интересно всем. Но бывают случаи, когда подготовиться не успеваешь. Тогда нужно думать и не паниковать. Например, на НЗИВе (Новосибирский завод искусственного волокна, расположенный в Искитиме) взорвался один из цехов, в котором люди работали со взрывчатыми веществами. Я понимала, что на завод мне не попасть. Мы с оператором решили ждать приезда «скорых» около приемного покоя больницы. Мы сняли важную картинку, которую бы не увидели у ворот завода. А потом поехали к НЗИВу, куда в это время прибыли губернатор и глава города. Здесь мы записали комментарий по данному ЧП. Считаю, что всегда нужно ориентироваться по ситуации, но если есть возможность подготовиться, то обязательно это делать.
Наверное, каждая съемка чему-то учит. Но, самое главное — это готовиться к ней. Прописывать то, что будешь говорить в стендапе. Бывают случаи, когда ты внутренне уверен, что знаешь достаточно хорошо ситуацию, что стоит открыть рот и оттуда польется связная, интересная речь. Нет. Надо готовиться к каждому стендапу, к каждому интервью.
— Как расположить к себе собеседника или случайного спикера, здесь тоже важно ориентироваться по ситуации?
— Сразу вспоминаю свои опросы на улице. Когда только начинала работать, задавала людям вопросы, ответы на которые мне были неинтересны. Гораздо больше думала о том, как это выглядит со стороны, что подумают люди, которые идут мимо, понравится — не понравится опрос моему редактору. Когда стала старше, то поняла важную вещь — если тебе неинтересно то, о чем ты спрашиваешь, это видно. Собеседника не обмануть. Он просто уходит. Если ты открыт и просишь совета, рекомендации — люди тоже открываются, начинается разговор по душам. Для меня главное в общении с собеседником — честность, открытость, сопереживание, интерес.
— С какими трудностями сталкивается корреспондент областного телевидения?
— Трудности — на то и трудности, чтобы их преодолевать. Низкая зарплата — одна из главных.
— Я знаю, что у вас нет журналистского образования. Вам это мешает или, наоборот, помогает?
— По первому образованию я — медсестра. Три года отработала в хирургическом отделении. Затем устроилась на телевидении, начала заочно учиться в педуниверситете на филфаке. Окончила университет на «отлично». И продолжила работать на телевидении. Не могу сказать, что «страдала» без специального образования. Скорее, «неспециальное» образование помогло в работе. Училась я «в полях», во время съемок. Благодаря огромному желанию нашего руководителя Натальи Лехновой, мы побывали во многих школах журналистского мастерства. Я дважды училась у Нины Зверевой в Нижнем Новгороде (школа «Практика»), была в Новокузнецке на «Интерньюсе», в Иркутске на церемонии получения «ТЭФИ», где также проводились мастер-классы. Считаю, что в этой профессии нужно учиться постоянно. Чтобы не «замыливался» глаз, чтобы был стимул для развития. Другое дело, что не всегда существует такая возможность.
— Вы бы посоветовали бывшим выпускникам школ штурмовать журфак или сразу искать своим способностям практическое применение?
— Считаю, что каждый волен поступать, как ему хочется, как складываются обстоятельства. Но специальное образование не будет лишним, в любом случае.
— Чему вас научила профессия?
— Все люди — люди. Все хотят человеческого отношения. И никому не нужна правда. Она уже есть и у каждого — своя. Моя задача — хорошо донести информацию. Чтобы было понятно и интересно. А как относиться к событию — это решает каждый сам.
— На факультете журналистики НГУ разделение на специальности (печать, телевидение, радио) сейчас происходит уже на 1 курсе. Вы считаете, что это правильно и журналист должен быть профессионалом в своей выбранной сфере или он должен быть универсалом?
— О, это увлекательно. Когда ты работаешь на ТВ и привыкаешь писать текст под картинку, а потом, вдруг, тебе нужно написать текст для газеты или сайта, и ты переключаешься. Абстрагируешься и понимаешь, что нужно рассказать эту самую картинку, потому как человек не видит ее. Он — читает. С радио вообще здорово! Тут надо привлекать внимание звуком. Думаю, что моральные принципы в работе везде похожи. Но вот, как лучше донести информацию — это уже специфика. И, да! Лучше этому учиться отдельно. А потом пробовать себя в другом формате подачи информации.
— Многие полагают, что для журналиста сейчас самое главное — универсальность и технологичность, а способность говорить и писать — приложится. Согласны ли вы с таким подходом к профессии?
— Умение писать и говорить всё-таки очень важно. А вот универсальность — не помешает.
— Некоторые первокурсники журфака (такие, как я), слабо представляющие, что такое практическая журналистика, видят свою будущую задачу во влиянии на общество, естественно, положительном. А вы ощущаете, что ваша работа повлияла на что-то?
— Я буду рада, если результаты моей работы на что-то влияют в положительном плане. Хотя уверена, что телевидение способно сильно влиять на людей. К примеру, после просмотра передачи на одном из каналов по теме что-то вроде: «Все лекарства — это зло и убивают наповал», моя мама выбросила все таблетки, которые были в доме. Несмотря на свой сахарный диабет и высокое давление. Я долго не могла ей объяснить, что во всем нужно искать рациональное зерно. Конечно, телевидение влияет на человека. Но я считаю, что подавая информацию, мы должны думать о последствиях своего сюжета, а не просто шокировать народ. Сейчас, к моему сожалению, этот принцип часто игнорируется.
— На что может рассчитывать вчерашний выпускник журфака? С какой работы лучше начать?
— Рассчитываешь на хорошую зарплату — попробуй пробиться на федеральные каналы. Хочешь получить навык и опыт — хороши региональные СМИ. Смотря, какие цели преследует человек. Рассчитывать и ставить задачи можно бесконечно.
— Трудно ли сейчас молодому специалисту найти работу?
— Кто ищет, тот всегда найдет. Тем более, молодой специалист. Смотря, какие цели преследуете. Амбиции хороши в меру. Сначала научись работать
— потом требуй зарплату. Но не наоборот.
— Что изменилось в профессии за то время, что вы в ней?
— Корреспонденты стали более раскрепощенными, свободными. Хотя до демократии нам далеко. Съемочные группы стали меньше «весить». Один человек может замещать четверых — оператора, журналиста, монтажера, да еще и водителя.
— Нас убеждают, что телевидение — это «командный спорт», а вы командный игрок или привыкли полагаться только на себя?
— Я работала в хорошей команде — это было здорово. Когда руководитель может собрать группу единомышленников — это талант. Хороший коллектив может свернуть горы и достичь многого. Когда начались сложные времена — мы остались вдвоем с оператором. Это тоже была команда. Но уже с другими целями. Сейчас я снова в большой команде, где много работы и мало времени. ТВ не может делать один человек. Это всегда команда. И жить в отрыве от нее — невозможно.
— Как справиться с эмоциональным выгоранием?
— Чаще бывать на учебе и участвовать в конкурсах. Придумывать акции и проекты. Общаться с журналистами из других СМИ. Менять места работы. Стремиться туда, где более амбициозный коллектив, где хотят делать новости лучше и интереснее. Выйти замуж за человека, который будет спокойно относиться к вашей вечной загруженности.
— Раз уж затронули тему замужества, чем для вас женщина-журналист отличается от мужчины-журналиста?
— С моей точки зрения, мужчины более мобильны. Они без труда могут сорваться в любую точку мира. Их не держат семья, дети, дом. Поэтому журналисты в Сирии, на Украине — чаще всего мужского пола. Зарплату должны получать больше, потому как рискуют жизнью. Но если те же функции выполняет женщина — все должно быть справедливо. Преимущество журналистов женщин — это исповедальные вещи, требующие душевного участия и поддержки. Мужчине так не доверятся, как женщине.
— Расскажите о ситуации, когда в вас говорила «журналист-женщина».
— На обучающем семинаре в Нижнем Новгороде мы выполняли одно из заданий. Мне нужно было записать интервью. Собеседника нужно выбрать самой. Я выбрала девушку, которая была очень замкнутой. Мне показалось, что я сумею ее разговорить. Думала, что человек просто комплексует из-за того, что с ней никто не общается. Я составила вопросы, которые помогут раскрыть личность. Но, увы! Ничего не получилось. Она смотрела на меня большими глазами и отвечала односложно. Я провалила интервью. После этого я поняла, что бывают не только плохие интервьюеры. Собеседника тоже нужно уметь выбирать.
— Каким был ваш самый запоминающийся спикер?
— Наверное, много таких людей. Мне нравится как собеседник главный врач нашей больницы. Он говорит просто и понятно о таких вещах, как СПИД, секс, прививки, и этот список можно продолжать бесконечно. Эрудированный, открытый, иногда злой, строгий. Хороший хозяин и семьянин, каких поискать. Разговаривать с известными актерами не люблю — они ждут, что их будут осыпать цветами и поливать медом. Хотя, может, просто мне такие артисты попадались. Самый сложный собеседник — спортсмен; самый легкий — сельский житель. Обожаю фермеров и тружеников сельского хозяйства. У них большое сердце.
Подготовила Лиза Чайкина