Юлия Дорн: «Не говорите, что вы начинающий!»

Главный редактор BusinessFM (105,7) в Новосибирске выпускница факультета журналистки НГУ, Юлия Дорн, рассказала о своих первых шагах в профессии и дала несколько советов начинающим.

— Когда и почему вы решили поступать на ФЖ?

— Начнем с того, что я совершенно точно — гуманитарий. Я родилась в Алма-Ате, но в 1993 году моя семья переехала в Россию, в город Искитим. Там была единственная общегородская газета. Нам с ребятами удалось заинтересовать владельца этого издания идеей газеты для подростков. Он разрешил нам выпускать ее раз в полтора месяца. Для нас это была возможность интересно проводить время в редакции, встречаться, общаться, а параллельно делать какие-то материалы. Именно тогда моя мама впервые спросила меня, не хочу ли я связать с журналистикой свою жизнь. Дальше все обстоятельства начали складываться сами по себе — такая цепочка случайностей. Я увидела, что в НГУ открылся факультет журналистики. И у меня не осталось никаких сомнений. Пришла на подготовительные курсы. А потом, со страху, видимо, поступила еще с репетиционных экзаменов весной.

— Помните свою первую практику?

— Изначально факультет журналистики в НГУ создавался, потому что в прессе появлялось мало материалов о деятельности институтов СО РАН. Нас ориентировали на то, что мы будем писать о науке. Первая практика была в журнале «Академгородок». Мне дали задание написать о том, почему в Академгородке плохая вода. Конечно, будучи совершенно неопытным человеком, я даже не знала, с какого конца начать разматывать этот клубок. Никаких знакомств, никаких связей еще не было. Я узнала, что где-то в Академгородке есть водозаборная станция и пошла к ней по путям электрички. Добралась. Люди там, конечно, покрутили пальцем у виска. Сказали, что те, кто могут ответить на мои вопросы, сидят в другом месте. Но главное, они мне дали какой-то номер телефона, по которому я могла позвонить, договориться о встрече. Когда собрала всю информацию, не понимала, с чего нужно начинать. Тема казалась такой огромной, неподъемной. Изложила, как смогла. В общем, напечатали.

— Где лучше проходить практику?

— Сейчас я бы посоветовала студентам идти на ТВ. Ежедневные новости – это отличная школа. Каждый день новые впечатления, новые знакомства. К тому же именно на телевидении журналист учится работать в команде, поскольку без оператора и режиссера монтажа сюжет сделать сложно. На мой взгляд, года три в ежедневных теленовостях позволяют человеку без опыта разобраться, кто в городе за что отвечает, обрасти какими-то связями, знакомствами, базой спикеров. Для журналиста это очень ценно.

— А к себе в редакцию практикантов берете?

— Да. На практику к нам приходят очень разные люди. Я не самый требовательный руководитель практики – времени очень мало. Считаю, что это личное дело человека, учиться чему-то на практике или отбывать ее как повинность. Если вижу желание работать, начинаю давать задания. Кстати, большого рвения за последние года три не увидела ни в одном из практикантов. Мы были намного активнее, поскольку в те годы найти работу было сложнее. Вы, наверное, не помните, но это были годы жёсткого экономического кризиса. Редакции сокращали затраты, вакансий было мало. Практика была способом где-то зацепиться, поэтому старались показать себя с лучшей стороны. Помню, мой первый радийный сюжет был о дне Ивана Купалы. Мне поручили сделать репортаж о том, что происходит на пляжах Новосибирска. Опытный журналист отлично понимает, что на всех пляжах происходит примерно одно и то же. Но мы объехали с однокурсницами без малого пять пляжей, мокрые до нитки явились в редакцию и потом еще до вечера писали сюжет…

— На какой радиостанции это было?

— На муниципальном радио. Оно, кстати, и стало для меня первым местом работы. Именно там я познакомилась с человеком, которого по сей день считаю своим учителем. Это Владимир Иванович Пискарев, человек, воспитавший, наверное, большую часть радийщиков Новосибирска. Тогда он был главным редактором на Муниципальном радио. У нас был отличный слоган, который он придумал: «Интеллект и интонация!» Этим, на мой взгляд, должен обладать идеальный радиожурналист. Когда Пискарев начал нас курировать, он четко ставил задачи, а потом объяснял, где ты их достиг, а где — нет, что в твоем материале лишнего. Это было очень полезно. А еще он все безжалостно резал! Такой критический подход к материалам он привил и нам.

— Почему вы выбрали радио?

— Я никогда не выбирала радио. Я всегда работала везде — на телевидении, в печати, и сейчас тоже. Я работаю радиожурналистом, параллельно пишу для журналов, и с удовольствием поучаствовала бы в каком-нибудь телевизионном проекте.

— У журналистов тяжелый график работы?

— Все работают по-разному. Можно сидеть и делать одну программу в неделю. Тут вопрос в вашем желании. Если хотите жить интересно и бурно—будете работать сутками. Если вы — успешный, востребованный журналист, у вас будет масса предложений, а потом уже ваш выбор —принимать их или нет. Я, например, от работы отказываюсь редко. Особенно если мне предлагают интервью с каким-нибудь интересным человеком. Даже если у меня лежит пять недописанных, я все равно соглашусь. Для меня самый ценный момент в профессии заключается в том, что я могу общаться с людьми, с которыми бы не встретилась при других обстоятельствах.

— У вас бывают моменты эмоционального выгорания?

— У меня вообще был момент, когда я хотела уйти из этой профессии. Дело в том, что журналистика — это огромное поле для деятельности. Можно работать в СМИ, информационных агентствах, есть большое количество работы околожурналистского толка — в пиар-службах, пресс-центрах. Для меня в работе главное, чтобы было интересно. В какой-то момент я, видимо, потеряла этот интерес. Материалов создавалось много, но появилось какое-то сомнение — нужно ли это кому-нибудь. В тот момент я начала перебирать профессии, в которые могу уйти, и поняла, что все они жутко скучные. Помню, ехала в такси и поймала себя на мысли: «В этом здании я была на репортаже в прошлом году… А здесь я бы никогда не побывала, если бы не тот материал…» Я поняла, что знаю город гораздо лучше, чем любой другой человек, просто потому что моя профессия дает мне такую возможность. В итоге, профессию не поменяла, но теперь я работаю только в тех проектах, где мне интересно и нравится конечный продукт.

— В журналистике можно заработать?

— У каждого своего представления о том, что такое «заработать». Огромные деньги вряд ли встретятся на этом пути. Особенно, если вы начинающий наемный сотрудник, и работаете в одной редакции. Доход растет, если вы готовы взять на свои плечи ответственность. Плюс журналиста в том, что он может писать всегда и везде, работать одновременно на несколько редакций. Опять же, можно подрабатывать в смежных отраслях. Тут уже вопрос вкуса. Хороший журналист всегда кому-то что-то пишет, и еще пять заказчиков стоят в очереди – ждут, когда он освободится.

— Вы принимаете на работу начинающих журналистов?

— У меня при наборе сотрудников есть один принцип. Я никогда не возьму человека, который говорит: «Я начинающий. Я студент. Я неопытный». Мне это неинтересно! У людей сейчас есть возможность, будучи еще студентом или даже школьником, учиться чему-то самостоятельно, практиковаться. Высшее учебное заведение помогает отточить до идеала знание русского языка, расширить кругозор, но быть журналистом можно в любом возрасте. Поэтому мне всегда импонирует, когда человек приходит и говорит, что он УМЕЕТ делать. Если мне подойдут его навыки — возьму. Человек ведь слышит эфир, понимает, какого уровня должны быть материалы, если он не готов к такому уровню сложности, зачем приходить?!

— Когда начинали, у вас был пример для подражания? И есть ли он сейчас?

— Поначалу я увлекалась формой. Она, конечно, имеет большое значение для журналистского произведения. Мне нравилось то, что делает Парфенов. Именно из-за его интересной подачи очень традиционного контента. Потом начала понимать, что с формой играть интересно, но куда важнее, если ты вытащил из события или человека реальную суть, которую кроме тебя никто не увидел. Если говорить об интервью, мне нравится Анатолий Кузичев. Это журналист, который может работать в совершенно разных амплуа. Он даже, на первый взгляд, скучного собеседника может преподать с такой стороны, что тебе будет интересно его слушать.

— В журналистике больше творчества или ремесла?

— Ремесло, конечно, в основе. Не секрет, что журналист встроен в определенные рамки. Если ты творец, но не можешь уложиться в дедлайн, потому что «не пошло», — это уже непрофессионализм. С другой стороны, чем четче отточены ремесленные навыки, тем больше времени остается у журналиста на творчество. Когда можешь смонтировать или написать быстро, то имеешь возможность отточить текст, довести его до идеала.

— Нужно ли журналистское образование? Как оно помогло вам?

— В университете нас учили многому. Журналистские специальности тоже были. Но на четвертом курсе я поехала учиться в школу ВВС в Екатеринбурге. Там два месяца нас учили именно ремеслу, и «прокачали» основательно. Университет в те годы не имел возможности уделять этому большое внимание. Сегодня, насколько мне известно, ситуация изменилась. По крайней мере, все студенты, которые приходят к нам на практику из НГУ умеют работать в звуковых редакторах. Школа BBC стала очень важным опытом для меня, нашим тренером был реальный журналист BBC из Великобритании, который много вложил в нас, охотно делился личным опытом. Но то, что мы получили в НГУ — совершенно бесценная вещь. Я поняла это, спустя годы. Во время учебы мы просто с удовольствием ходили на лекции, потому что у нас были потрясающие преподаватели. Многое из того, что они рассказывали, даже на экзаменах никто не спрашивал, но в памяти осталось. Есть отличная фраза Драйдена: «Образование — это то, что остается после того, как забыто все, чему учили в школе». Так вот, после НГУ кое-что в голове остается, и это кое-что очень помогает журналисту в работе. сейчас я жалею о пропущенных лекциях, о том, что когда-то что-то не доучила.

— Какой совет можете дать начинающим журналистам?

— Во-первых, никогда не позиционировать себя как «начинающего», и за время учебы в университете постараться перейти во «взрослую лигу». Во-вторых, я считаю, что мастерство приходит, когда человек постоянно пишет. Это основа профессии — излагать мысли внятно и конструктивно, вырабатывать свой собственный слог. Первые тексты пишутся мучительно, но так будет не всегда. Поэтому я советую писать, не переставая! Брать любые фрилансерские заказы и просто оттачивать перо!

Беседовала Наталья Бортник