Юлия Позднякова: «Журналист должен уметь «знать всё»

Юлия Позднякова возглавляет Управление по пропаганде и популяризации научных достижений СО РАН, которое отвечает за научные коммуникации и делает издание «Наука в Сибири».

Каждый журналист имеет свою историю отношений с профессией. Юлия Позднякова впервые повстречалась с этой профессией в своем родном городе, когда училась в десятом классе. Сейчас она возглавляет Управление по пропаганде и популяризации научных достижений СО РАН, которое отвечает за научные коммуникации в Сибирском отделении и делает издание «Наука в Сибири». Кажется, её ум и сердце принадлежат научной журналистике. Большая их часть точно.

— Почему решили пойти учиться на факультет журналистики?

— Как и многое в жизни, это произошло случайно (смеется Юлия). Во время летних каникул моя подружка увидела на местном канале объявление, что в молодежную программу «Мост» требуются корреспонденты, жили мы в маленьком шахтерском городке в Кемеровской области, и летом нечего было делать, поэтому решили попробовать себя в роли юнкоров — в итоге я втянулась. Было весело и круто. Поработав корреспондентом и немного — ведущим, я поняла, что это вполне сойдет для будущей профессии.

Если честно, сейчас я бы выбрала ФЕН (факультет естественных наук). Мне нравятся науки о жизни, но тогда я просто не знала, что можно быть ученым.

Хотя журналистика тоже неплохо. Какая ещё профессия позволит мне попасть в институты ядерной физики, цитологии и генетики, физики полупроводников, катализа? Я могу посмотреть на то, как работают другие, примерить на себя чью-то специальность.

— Что дала учеба на факультете журналистики?

— Хорошую гуманитарную базу: предметы, связанные с языком и литературой, помогли приучить себя к хорошим текстам, многие пары расширяли кругозор. Университет дает доступ к множеству разных ресурсов: когда я приехала в Новосибирск, мне открылось море возможностей, которых в моем городе у меня не было, я ходила на самые разные спецкурсы, в том числе и с другими факультетами, на встречи с успешными людьми. Всё это дополняло мои знания.

Конечно, если бы я могла решать, как строить программу для студентов, то добавила бы больше практических дисциплин, чтобы учащиеся много писали и снимали. С другой стороны, эти навыки можно приобрести и на практике.

— Кстати, о практике. Вы помните свою первую работу?

— Первая практика у меня была в «Аргументах и Фактах». Мне там не понравилось: внимания на нас особенно никто не обращал, ничему не учили, темы и работы отклоняли, не объясняя причин. Однажды случилась очень неприятная история, когда мой текст, отвергнутый редактором, вышел с некоторыми изменениями под чужой фамилией.

Был и более приятный опыт после третьего курса: омский издательский дом «Триэс» связался с нашим факультетом, чтобы набрать корреспондентов на практику. Они оплачивали жилье, дорогу, мы даже получили какие-то гонорары. Это был необычный опыт. Во-первых, чужой, незнакомый город, где ты никого не знаешь, не знаешь, к кому обращаться, когда тебе дали редакционное задание. Во-вторых, с нами действительно работали, объясняли, что не так с текстами, как сделать лучше.

— Как вы оказались в научной журналистике?

— Я искала работу поле кризиса 2008 года. Любую работу. Потому, что мне были нужны деньги. Моя однокурсница сказала, что в Сибирском отделении Российской академии наук есть вакансия медиа-аналитика — человека, который будет отслеживать, что, где, как пишут о сибирских ученых, и предлагать, развивать информационные поводы. Сходив на собеседование, я поняла, что условия меня устраивают, прошла тестовое задание и начала работать. После двух лет на этой должности мне стало скучно. Я даже уже хотела начать искать другое место, но у нас появилась вакансия редактора сайта СОРАН.инфо .

Задача развивать Интернет-ресурс мне казалась интересной, у меня были идеи, как это можно сделать, основанные на моем опыте работы медиа-аналитиком. Редактором я была примерно два года — за это время посещаемость сайта выросла в четыре раза. Потом произошла реформа Российской академии наук, и было принято решение об объединении сайта СОРАН.инфо и издания «Наука в Сибири».

— Сложно заниматься научной журналистикой, имея гуманитарное образование?

— Я пошла на факультет журналистики не из-за проблем с математикой, биологией или химией, как это часто бывает. У меня достаточно хорошее школьное образование, этот базис мне помогает, но при наличии свободного времени я старалась и стараюсь читать как можно больше научно-популярных книг, чтобы расширять свои знания.

Сложность была скорее в согласовании текстов. Ученые тоже пишут, но не научно-популярные, а научные статьи, и зачастую приходиться рассказывать о принципах функционирования медиа, жанровой специфике журналистских текстов, чтобы убедить, что та структура и стилистика, в который ты написал текст, более удачна для широкой аудитории.

— Сейчас вы занимаете должность начальника управления по пропаганде и популяризации научных достижений СО РАН, что входит в круг ваших обязанностей?

— По сути, я занимаюсь пиаром. Какая-нибудь коммерческая компания производит и продвигает ботинки, например, мы же продвигаем научные результаты, создаем имидж сибирских ученых. Основная задача — показать, что в Сибири есть крупный научный центр, ученые, которые достигают серьезных, полезных результатов. Наука — это не только центральная часть России и Сколково, но еще и Сибирь с Академгородком.

— Было ли желание сменить профессию, уйти в коммерцию или рекламу?

— Мне хочется оставаться в научных коммуникациях. Сейчас в этой сфере взрыв развития: много новых научно-популярных СМИ, новые форматы, во многих научных учреждениях и университетах появились свои пресс-службы. Для меня, это вызов — нужно адаптироваться под новые условия.

— А как обстоят дела с желанием переехать в большой город, в Москву, например?

— Возможностей и проектов в Москве гораздо больше, но на сегодняшнем этапе я думаю, что еще не всё сделала в Сибирском отделении. У меня есть цели, которые я поставила перед собой и не достигла, поэтому пока работа здесь меня вполне утраивает. Но если в один прекрасный момент мне станет скучно, то я задумаюсь о переезде — другого места работы для себя в Новосибирске я не вижу.

— Существует мнение, что журналистика — это всегда дефицит времени. Это актуально для научной специализации?

— У меня всегда есть проблема с дефицитом времени, знаете ли (смеется). Но это связанно скорее не с профессией, а с особенностями меня как личности. Я человек «жадный» до жизни, мне хочет одновременно заниматься совершенно разными вещами. Сейчас я не успеваю писать диссертацию: я закончила аспирантуру НГУ с черновиком работы, но потом мне разонравилась моя тема, сейчас я придумала другую, более близкую к моей профессиональной деятельности, но времени на её разработку катастрофически не хватает. Еще очень хочется снова изучать японский язык, как это было в университете. Конечно же, я хотела бы читать больше книжек. Времени всегда не хватает, думаю, нужно смириться.

— Насколько я знаю, вы сейчас еще и преподает в НГУ научную журналистику? Как вы себя чувствуете теперь, находясь с другой стороны кафедры?

— Теперь я знаю, что преподавателям тоже очень не хочется идти на пары, но прогулять я уже не могу (смеется). Мне нравится общаться со студентами: интересно, как они видят науку, как в целом устроено их мировоззрение. Конечно, есть практический аспект: нам нужны потенциальные сотрудники, я пришла в университет, чтобы их готовить.

— Что бы вы могли посоветовать своим студентам, начинающим журналистам?

— Расширять кругозор любыми способами: читать СМИ, книги, ходить на встречи с интересными людьми. Ученый может быть узким специалистом, а хороший журналист — нет. Он должен уметь «знать всё». Можно не волноваться относительно специализации: сложно сказать, о чем ты будешь писать, когда начнёшь работать, поэтому нужно стараться знать как можно больше: о науке, культуре, экономике, политике, мире в целом. Еще нужно как-то воспитывать в себе трудолюбие и не бояться работы. Быть готовым переписывать свой текст, разбираться в теме.

Подготовила Ксения Кулагина