Наталья Манторова: «Преподаватели общались с нами, как с коллегами»
Когда за чашечкой кофе встречаются два журналиста,о чем они могут поговорить? Конечно же, о себе. Однако мы постарались немного расширить границы беседы и… поговорили обо всем. Таковы издержки профессии — уж слишком много журналист видит в своей жизни такого, чем нельзя не поделиться. Главное — чтобы было интересно, а остальное как-то само приходит. В нашем случае все совпало как нельзя лучше.
По ту сторону диктофона Наталья Манторова, журналист с большим профессиональным и жизненным опытом. Работала в различных новосибирских СМИ, 16 лет отдала областной газете «Советская Сибирь», а сегодня она – сотрудник пресс-службы департамента физической культуры и спорта Новосибирской области. Опыт, как мы узнаем дальше, вещь крайне важная, ведь если и говорить о журналистике, то только с тем, кто своими глазами видел, как она менялась, и ощущал это на себе.
О приходе в журналистику
– Подрастая и заканчивая школу, я просто прислушивалась к зову сердца. Я пыталась заниматься тем, что мне нравилось. В юности писала стихи, песни, пела их друзьям под гитару. Кстати, на гитаре и сейчас поигрываю, если случай подвернется. А журналистика… Она, по сути дела, выбрала меня сама.
О первых шагах
– Когда я училась в восьмом классе, в моем Ленинском районе Новосибирска проходил конкурс молодых талантов. И 132-я школа (ныне 17-я гимназия), где я училась, делегировала меня выступить там с собственными стихами. 1987 год, свежа еще тема холодной войны, сопровождавшая все наше детство… Свои переживания по поводу светлого завтра и призывы «не дать взорвать мир» я изложила в небольшом поэтическом опусе. Выступила, даже приз получила. И тут подзывает меня к себе девушка, как выяснилось, корреспондент молодежной редакции новосибирского радио: мол, надо записать интервью. Я, по-современному сказать, зависла. А с первым же ее вопросом впала в ступор окончательно. «Наташа, а почему ты написала это стихотворение?– был вопрос. – Тебя так сильно волнует тема мирного будущего?» Ну что тут ответить? «Кого же не волнует мирное будущее?» –думаю про себя, а в микрофон с горем пополам выдавливаю из себя разные прописные истины – о мире, о добре и зле… В общем, странное интервью получилось. Наивное такое.
В назначенный день вся родня сидела у приемников и ждала моего дебюта. Даже не передать, как сама я в тот момент нервничала! Но программа уже подходила к концу, а про мой стих и вообще про конкурс – ни слова. Звучала совсем другая тема. Я даже решила, что это из-за меня: «Точно, – думаю, – не понравилась редактору вместе со своим творчеством, вот он всю программу и зарубил!» Потом оказалось, что Валя – тот самый корреспондент – просто-напросто испортила пленку. Тогда же еще работали с пленочной аппаратурой, причем старой, она без конца выдавала разные сюрпризы и требовала к себе весьма деликатного отношения.
О счастливых встречах
– После этого казуса было решено положение исправить, и меня позвали непосредственно в радиокомитет. Там я встретила Светлану Ивановну Розову, в те годы редактора молодежных программ, мою первую наставницу в журналистике. Мы быстро нашли общий язык, и она мне сразу доверила стать соведущей эфира! Правда, не прямого: программу по итогам творческого конкурса записали в студии. И вела ее в основном Валя – мне выпало произнести лишь несколько реплик и прочесть-таки заново свое многострадальное стихотворение о мире. Так начался мой путь в журналистику, но это была скорее лишь маленькая замочная скважина, через которую я на нее глянула. Посвящать себя ей тогда еще не думала. Но как-то внезапно кончилось детство, я даже растерялась… и жизнь заставила срочно делать выбор. Наталья, как мы уже поняли, творческий человек, поэтому и решение было принято нестандартное.
О том, что было после школы
– После окончания школы в 89-м я далеко не сразу начала учиться в вузе. Решила воспользоваться предложением Светланы Розовой, с которой поддерживала контакт. Однажды она сказала: «Ты приходи к нам, если что. Ты сможешь делать классные детские передачи». А ведь без предварительной практики тогда на журфаки просто не принимали, и это, по моему твердому убеждению, было правильно! Я решила наработать себе для начала хорошую практику.
– Что помогло вам так быстро найти возможность проявить себя?
– Наверное, ощущение того, что журналистика – это мое. Скажем так, наше с ней обоюдное стремление быть в одной связке. Шанс при всей своей любви к творчеству заняться им профессионально. Толика везения, конечно, своевременная встреча с тем, кто поверил в тебя и помог в твоем становлении. Настрой определенный. Ведь некоторые так и рассуждают: «Прислушайся к себе, пойми, чего ты на самом деле хочешь, настройся на получение результата, и Вселенная тебя услышит». Желание заниматься той или иной работой должно быть искренним. И, прежде всего, твоим! У пап и мам, конечно, могут быть другие намерения насчет тебя, но взрослые, уважающие друг друга люди всегда могут между собой договориться, найти компромисс. Не надо рубить с плеча, но мягко и уверенно гнуть свою линию, постепенно идти к тому, что тебе ближе, – это вариант.
О наставниках
– На первых порах очень важно найти достойного наставника, который всегда поможет тебе поверить в свои силы и даст понять, твое ли это занятие. Мне, признаюсь, с наставником повезло.
О «болезни роста»
– Когда я начала работать на радио, когда погрузилась во всю эту редакционную кухню, журналистика тут же перестала казаться такой романтической профессией, как виделось мне в «замочную скважину». Добрая, приветливая, любящая молодежь, способная поверить в талант «девочки в улицы» Светлана Ивановна меня разносила в прах, когда у меня что-то не получалось, когда я неправильно подбирала слова. Мне же поначалу очень хотелось умничать, выдавать самые пышные эпитеты, чтобы все были в восторге!
Эта «болезнь роста» свойственна почти всем начинающим журналистам. Многие хотят, прежде всего, самоутвердиться, не считаясь с законами профессии, с требованиями редакции. Признаюсь, было очень сложно подогнать себя под «нужный формат». Даже плакала, когда мои красивые эпитеты редактор нещадно зарубал за ненужностью. Но надо пройти через эту «боль», перетерпеть ее. Больше брать уроков у старших товарищей, учиться, вырабатывать свой стиль – простой и в то же время оригинальный.
Набравшись опыта, Наталья поступила в Томский университет на специальность «Журналистика» филологического факультета. Это стало логическим продолжением предыдущих лет. Однако этот шаг не всеми расценивается как обязательный для журналиста. Кто-то и вовсе считает, что журфак — вещь бесполезная. У нашей героини есть свое мнение по этому вопросу.
О журналистском образовании
– Еще в годы моей практики на радио одна моя старшая коллега спросила, выбрала ли я себе вуз. Я уже тогда думала поступать на журналистику. Она мне сказала очень правильные слова: «Если ты владеешь словом и мыслью, можешь это все компоновать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно, то это от тебя никуда не уйдет. Со временем эти умения будут в тебе только улучшаться. Все-таки лучше всего для журналиста – получить базовое образование: экономическое, историческое, юридическое…»Конечно, есть в этом рациональное зерно. Человек, хорошо подкованный в той или иной теме, при этом умеющий грамотно составлять тексты, в нашей профессии очень ценен.
Несмотря на эту позицию, Наталья все же поступила на журфак. Тому причиной стала очень интересная история. Можно сказать, это краткая характеристика профессии.
Почему все-таки журфак?
– Когда я ехала поступать в Томск, я была уверена, что пойду на филологию. Почти не сомневалась в этом, но уже возле приемной комиссии обратила внимание: стоят несколько групп абитуриентов, одни с самым серьезным видом уткнулись в книжки, другие ведут заумные беседы, с кучей терминов… А третьи – хохочут, орут, рассказывают друг другу какие-то анекдоты, веселые истории… Оказалось, что первые собирались поступать на филологию, вторые – на юриспруденцию, а третьи – на журналистику.Во, думаю, это моя компания! Буду с ними учиться. Можно сказать, выбор сделала сердцем. И ничуть об этом не жалею.
Стоит отметить, что журналистское образование в наши дни несколько отличается от прошлых лет. Наталья училась на заочном отделении Томского государственного университета, поэтому у студентов уже была практика работы в самых разных изданиях. Это отличный опыт, так как каждый обладал багажом практических знаний, что для журналистики очень важно.
Об учебе на журфаке
– То, что мы уже перед поступлением в вуз начали работать в газетах, журналах, на телевидении или радио, было для нас огромным преимуществом. Преподаватели общались с нами, как с коллегами. Им всегда было интересно знать, что происходит у нас в редакциях, даже изучить и перенять какой-то опыт. Зачастую наши занятия начинались с того, что мы садились в кружок и просто болтали! Рассказывали разные истории, редакционные байки… То же самое могло быть и на зачете.
Во времена Советского Союза широко применялась практика поступления на факультет журналистики только с опытом работы. Причем не так важно, какая это была работа. Сейчас это явление себя изжило. На эту специальность может поступить любой желающий. Но остается вопрос: была ли так важна эта практика?
– Безусловно, эта практика нужна. Повторю, я обеими руками за нее и вряд ли изменю свое мнение. К сожалению, сейчас такого уже нет. Именно поэтому в нашу профессию (как в любую другую) попадают, кроме, так сказать, зерен, инородные элементы.
– В чем в таком случае было отличие?
– У нас, например, при поступлении учитывались несколько основных вещей. Я сейчас не говорю про русский язык и литературу – это само собой разумеется. Главным испытанием при поступлении на журналистику был творческий конкурс. Он состоял из трех частей. Сначала комиссия оценивала наши работы, опубликованные либо прошедшие в эфир в официальных СМИ. Именно это учитывали в первую очередь. Было очень важно, с чем ты пришел и что ты уже умеешь делать. Второй этап – сочинение на одну из заданных тем. Даже не просто сочинение, а публицистическая работа в расчете опять же на публикацию в прессе. Третий тур – собеседование с комиссией. Тема также могла повернуться самым неожиданным образом. Оценивалось умение грамотно выстраивать речь, справляться со стрессовыми ситуациями, реагировать на неожиданные вопросы. Эти три этапа были самыми сложными. На них всегда отсеивалась почти половина абитуриентов.
– Я правильно понимаю, что этап с портфолио был самым важным?
– Да, именно это оценивалось выше всего. Ко мне на практику приходили разные студенты – раз на раз не приходился. Бывали заинтересованные, любопытные, с горящими глазами – в общем, видно, что им это интересно. А бывало такое, что идут на практику как на каторгу! Однажды приходит девушка, не сказать, что глупая. Скорее наоборот – она была по-своему умна. Могла замечательно рассуждать «за жизнь», устной речью хорошо владела. Но как только дело доходило до написания текста, все становилось шиворот-навыворот: ни двух слов связать, ни тем более что-то сложное читателю разъяснить. Я поинтересовалась, зачем она пришла в профессию, если у нее писать не получается. Ответ просто убил! «Мне же высшее образование все равно необходимо. А на журфаке халява!», – сказала девушка. А мне за профессию стало обидно. И за ту систему образования, которая позволила студентам так рассуждать.
Говорить о себе можно много. Но, как было сказано, мы решили поговорить обо всем. Обо всем, что касается нашей профессии.
– Есть мнение, что журналистика — женская профессия. Согласны ли вы с этим?
– Интересное мнение. В первую очередь, считаю, все зависит от профессионализма. Можно какую-то работу делать, и делать качественно. Можно поднимать темы, которые вызовут резонанс. А вот кто это делает – мужчина или женщина – уже не так важно. Ведь нас не удивляет, что женщины тягают гири или укладывают шпалы. Так сказать, кого куда затянуло, тот тем и занимается. Хотя журналистика всегда входила в число самых стрессовых профессий в мире, а девушки, как известно, существа более эмоциональные… Впрочем, если ты уже пришла в эту «женскую профессию», особенно на руководящую должность, ни в коем случае не стоит свои эмоции выплескивать на коллектив. Никого из сотрудников не должны волновать твои личные проблемы, иначе это может сильно ухудшить отношения в коллективе в целом (к сожалению, приходилось сталкиваться с подобными ситуациями не раз). Вести себя надо в любом случае достойно, особенно если ты возглавляешь команду. Это касается и мужчин, и женщин в равной степени.
Конечно же, мы не обошли стороной интересные истории из мира журналистики.
– Историй вспоминается много… Скажем, в больших газетах одним из главных людей был всегда ответственный секретарь. Сейчас эту должность можно смело заносить в Красную книгу, так как она уже почти не встречается. А раньше было так: если главный редактор – это голова, то ответственный секретарь –сердце всей редакции, к которому, как кровеносные сосуды, постоянно стекались все пишущие, снимающие, верстающие и прочие. Вокруг секретариата у нас в «Советской Сибири» кипели самые великие страсти! Ответсека, Владимира Андреевича Петрова, заваливали тоннами материалов, а газета все же не интернет-СМИ, объем номера строго ограничен. Итак, сначала в номер попадало все самое значимое – официальные сводки, новости, рекламные статьи (поскольку они проплачены) и тому подобное. На«обычные» журналистские материалы оставалось не так-то много, и тогда перед ответсеком всегда вставала сложная задача: выбрать из всей кучи самое-самое! Самое интересное, актуальное, оперативное. На следующий день перед его кабинетом собиралась разъяренная толпа гениев, чьи тексты или фотографии остались за бортом: «А мой материал почему не поставили? Да я ночь не спал, всю душу в него вложил, а вы, а вы…» Петрова едва не разрывали на части, но он был спокоен и беспощаден. Хотя никогда толком не успевал пообедать, мимоходом бутерброд проглатывал – и все. Однажды закрылся в кабинете, чтобы нормально перекусить. И что вы думаете? Бешеная толпа давай ломиться в дверь, ручку оторвала, замок сломала. Врывается в кабинет, и все орут: «А мой материал почему не поставили??? Я же столько сил потратил, ночь не спал…» А Петров сидит, дожевывает бутерброд, улыбается – почти спартанская закалка! Мы многому у него учились.
– Что помогает преодолевать эти трудности?
– Если говорить про ответственного секретаря, то это в какой-то степени его «непробиваемость», стальной характер, который вырабатывается годами. Журналисты тоже всем этим должны обладать, хватает и у нас ситуаций… При этом, конечно, искренне любить свое дело. Ведь часто случается, что ты действительно писал всю ночь, например, большой рекламный материал. Рекламный, например. Подбирал слова, пил кофе, вредил своему здоровью… Материал наутро был заверстан, и вдруг… Звонит клиент и сообщает, что он материал снимает, потому что не может за него заплатить – «неожиданно» кончились деньги! То есть весь труд – прахом! У меня такое случалось. Ну как тут быть? Что поможет? Очень важно уметь сносить разные трудности и не вымещать зло на своих коллег или партнеров, какими бы они ни были. Не терять чувства юмора, конечно. Уметь отдыхать. И оставаться преданным своей взбалмошной, нервной, по-своему веселой, интересной и любимой профессии! Кстати, в какой-то момент я поняла, что мне очень помогает спорт. Много лет занимаюсь бегом, который не просто сам по себе полезен, но и по-настоящему спасает в любых стрессовых случаях. Настоящий глоток свежего воздуха! Разумеется, общение с родными, друзьями, близкими, с природой (хоть это удается реже, чем надо бы) очень помогает. А многим моим коллегам нравилась практика снятия стресса в Японии. Там в офисах стоят чучела начальников, которые можно хорошенько побить, если на то есть причины.
– Что из вашей практики могут вынести для себя молодые журналисты?
– Журналистика – великая школа жизни! Любой случай, когда надо преодолевать себя или какие-нибудь «веселые» обстоятельства, делает характер сильнее. В итоге ты учишься выходить из сложных ситуаций не только в профессии, но и в любом другом деле. Это неоценимый опыт, и я благодарна судьбе за то, что дала мне возможность его получить.
Беседовал Эмиль Фукс