Нина Обелюнас: «Журналист может многое, но…»

Нина Обелюнас — ведущая на радио «Радио России-Кузбасс» и радио «Маяк», к тому же, кандидат филологических наук. Нина Обелюнас рассказала нам о том, как «случайно» пришла в журналистику и как научилась радоваться даже самым маленьким профессиональным победам.

— Как вы пришли в журналистику?

— Случайно. Впрочем, так происходит со многими. В своё время я пришла в газету «Свежий ветер» [областная детская газета], чтобы научиться писать сочинения. Писать научилась.

— Что для вас журналистика?

— Я человек, очень трезво оценивающий сферу, в которой работаю, лишена всяких иллюзий насчет журналистской сферы: мол, как журналист могу влиять на события мирового масштаба, помогу любому и вообще мир изменю, добьюсь известности и славы (этого многие хотят), завоюю Пулитцеровскую премию или «ТЭФИ» (хотя я не лишена этих амбиций, всем приятно, когда твои материалы высоко оценивают в конкурсах профессионального мастерства). Журналист может многое, но…. Часто хочется помочь человеку, но на пути встают чиновники, чья-нибудь предвзятость и даже закон. Хочется победить в конкурсе, но бывает, что все места уже заранее расписаны, что отбивает всякое желание даже просто участвовать. Хочется написать о чем-нибудь интересном, злободневном, но, увы: это наш владелец, о нем плохо нельзя, а этого человека к нам мы не пустим, уж больно он пиарится в соцсетях и т.д. Поэтому, работая журналистом, начинаешь ценить даже маленькие победы: помогла кому-то — хорошо, хорошо даже, если просто привлекла внимание к проблеме. Дали много времени в эфире на интересный материал — почему бы не порадоваться. Поэтому журналистика для меня — это работа, приятная, приносящая удовольствие, но местами рутинная, и такая, которая не приносит много денег. Чтобы получать тридцатку, надо пахать и пахать —репортера действительно кормят ноги.

— Работа журналиста действительно сложна и не так высоко ценится в обществе, как, например, работа врача. За что вы любите свою работу?

— Главное, за что я люблю свою работу — за то, что, несмотря на все ограничения, я могу привлечь внимание к действительно важным и нужным событиям, проблемам. Этого отнять не может никто, никакая цензура и рекламодатели, которые негласно диктуют свои правила редакции. Из всех СМИ я люблю радио. Но вот за что — не могу ответить, да и никто из радийщиков вам не ответит. Радио — это любовь на всю жизнь. Или, может, я просто кайфую от того, что слышу свой голос на радио, а он у меня красивый.

— Опираясь на собственный опыт, что вы можете сказать о том, как журналисту не допустить профессиональной деструкции, не стать циничным, черствым? Как справиться с постоянным стрессом, давлением?

— По поводу стресса. Совет здесь может быть только один: хорошо спать, полноценно отдыхать и не забывать вовремя есть. Еще не помешало бы заниматься спортом. И помните: на работе свет клином не сошелся. Помимо работы, есть еще семья, друзья, которые, кстати, могут стать и героями ваших будущих материалов, и хобби, которое может подарить вам ни одну тему для будущих сюжетов. Профессиональная деформация возникает, на мой взгляд, тогда, когда негатив, получаемый во время работы, перевешивает положительные эмоции. Если этого нет — вы счастливый человек. Когда отрицательное перевешивает позитив? Чаще всего, это происходит, когда в журналистике рутина перевешивает творческую составляющую, цензура переходит все разумные пределы, коллектив некомфортен, начальник самодур, а зарплата слишком мала. Что в таком случае делать? Для начала — сходить в отпуск и оценить всесторонне свою работу, а потом, если выводы будут неутешительными, то менять СМИ или податься во фриланс. Если говорить обо мне, то моей профдеформации способствует преподавательская деятельность, в первую очередь, когда я не чувствую отдачи от студентов. Мне кажется, что я работаю впустую, а бессмысленная деятельность не по мне. И на данный момент мой педагогический цинизм достиг критической точки. По разным причинам, поэтому мое, пусть и незаконное увольнение с вуза, это и есть мой отпуск, когда я смотрю на сложившуюся ситуацию со стороны, то решаю, стоит ли продолжать работать в КемГУ, если меня восстановят.

— Кто для вас успешный журналист? Насколько важно образование в его становлении?

— Давайте я не буду говорить об успешном журналисте. Чаще всего, под ним понимают того, чьи заслуги общественно признаны, и он известен. Влад Листьев, Владимир Познер, Артем Боровиков, Анна Политковская. А если вы известны только в Мысках, вы разве не успешны? Поэтому предпочитаю термин «профессиональный журналист». Какими качествами должен обладать профессионал? Талантом (база), любовью к профессии, знаниями, практическими навыками и желанием совершенствоваться дальше. У каждой журналистской специализации навыки свои, а все остальное универсально. Научить писать можно, но можно ли научить любить дело, если к нему не лежит душа? Нет. Нельзя заставить верблюда напиться, если он не хочет пить. Нельзя заставить человека научиться красиво и грамотно говорить, если ему это не надо. Журналистское образование, на мой взгляд, все же нужно: зачем открывать Америку, если до вас уже всю практику обобщили, теоретически обосновали, а вам нужно только усвоить материал. Например, если вы знаете, как писать репортаж, то, находясь на событии, вы уже будете выбирать те детали и тех людей, которые помогут вам нарисовать картинку и передать динамику действа. Я читала материалы филологов 5-го курса и студентов-журналистов 2-го курса — это небо и земля. Будущие журналисты уже получили навыки, и их материалы нуждались в правке гораздо меньше, чем филологов. При этом, на мой взгляд, нет разницы, в каком вузе вы будете учиться. Если вы хотите научиться, то вы это сделаете: да, с хорошими преподавателями это будет быстрее, но если вам интересна эта сфера, вы сами найдете дополнительную литературу или устроите педагогу допрос с пристрастием. Главное — желание.

— А что касается профессиональных качеств?

— Это хорошие коммуникативные навыки (придется общаться с большим количеством людей), умение чувствовать темы и генерировать идеи, умение формулировать и выражать свои мысли устно и на бумаге, гибкость и умение адаптироваться к формату СМИ. Индивидуальность (она будет проявляться во всем), четкая жизненная позиция, личное обаяние и чувство юмора (поверьте, оно спасет вас во многих ситуациях)! Для радио еще важны хороший голос, дикция, умение интонировать и богатый словарный запас. Телевидение предполагает телегеничность (или просто профессионального оператора).

— И последнее: чему научила вас журналистика?

— В первую очередь, улучшила мои коммуникативные навыки: получать информацию приходиться от очень разных людей, умению быстро реагировать в нестандартных ситуациях, особенно в прямом эфире, где тон могут задавать слушатели (там часто все идет не по плану). И по сей день благодаря журналистике оттачиваю свое умение разбираться в отдельно взятом человеке.

Подготовила Луиза Гергет