Полина Дьячкова: «Не можешь работать — работай»
За мощным механизмом градообразующего предприятия ОАО «Алтай-Кокс» стоит немаловажное звено — связи с общественностью. Мы встретились с начальником отдела пресс-службы завода Полиной Дьячковой, чтобы узнать, чем живет это подразделение и как юнкоры становятся журналистами с большой буквы.
— Расскажите, пожалуйста, каков ваш путь в журналистику, с чего все начиналось…
— Это была случайность. Когда училась в девятом классе, увидела в школе объявление: «Если вы хотите стать раскованными, эрудированными, приглашаем вас в кружок юных журналистов…» Звучало заманчиво. Я пошла в этот кружок. Вела его Татьяна Кожевникова – прекрасный педагог. Благодаря ей многие подростки нашли свой путь в жизни. Поначалу мне было сложно: очень боялась подходить к незнакомым людям с вопросами, писала статьи в стиле школьных сочинений… Но я человек такой: где сложно, туда и иду. Там у меня был первый юнкорский репортаж, первое интервью, первая телевизионная и радиопередача. После школы не стоял вопрос, куда пойти учиться. Поступила на факультет журналистики в АлтГУ, заочно. Декан факультета Валентина Мансурова сразу дала мне верный ориентир: «Полина, надо работать». Я пошла в районную газету «Знамя Ильича» корреспондентом. Там мы, еще будучи юнкорами, публиковались, практиковались. Поэтому путь в редакцию мне был открыт. Стала одновременно учиться и работать, причем с требованиями, которые предъявлялись ко всем взрослым, состоявшимся журналистам. Править и учить меня писать никто был не намерен. То есть, если ты пришел в газету, то работаешь как все, несмотря на возраст и полное отсутствие опыта:жизненного и профессионального.
— Какие задачи вы там решали?
— Нужно было освещать жизнь Заринского района – социальную сферу, сельское хозяйство. Для этого мы постоянно ездили в командировки по селам, которых порядка пятидесяти. Сразу появилось много сложностей: незнание района, сельхозпроизводства (что такое фураж, зеленая масса, почему поля надо пускать под пары и т.д.). Простые термины, но я, как городской житель, была совершенно далека от них. Сначала работала, больше мучаясь, чем радуясь, но по-другому опыт не появляется. А примерно через полгода уже вникла в эту систему, вошла во вкус, переборола свою природную стеснительность. Я благодарна героям своих публикаций: они очень уважали газету, и когда я приходила как корреспондент, называли меня исключительно Полиной Сергеевной, хоть мне было всего 17 лет.
— Как вы пришли на «Алтай-Кокс»?
— Это было в 2000 году, через год моей работы в районной газете. На «Алтай-Коксе» тогда еще не было пресс-службы – только редакция газеты «Коксохимика Алтая». Главный редактор Ольга Кузнецова пригласила меняна вакансию. Она сказала фразу, которую я запомнила навсегда: «Я читала твои статьи. В тебе есть сырец — сырьё для производства хорошего журналиста». Ольга была готова развивать эти задатки. А я была готова выйти на новый уровень. Так что пазл сложился.
— И жизнь началась по-новому…
— Жизнь закипела по-новому! Я стала писать о коксохимическом производстве. Причем, ходила на участки, куда редко ступала нога корреспондента. Это участок вулканизации, участок по производству базальтового волокна и т.д. Помню, материал в газете вышел под названием «Где из камня делают вату». Разбиралась, какие химические процессы стоят за ярким заводским факелом, который в детстве наблюдала только издалека (он у нас виден с любой точки Заринска). Впервые побывала на теплоэлектроцентрали, своими глазами увидела котлы и турбины, которые вырабатывают тепло-электроэнергию для завода и города. Я очень этим гордилась. Мне было интересно все! Ольга Кузнецова шутила: «Наконец-то мы нашли девочку, которая любит бегать по цехам и приносить информацию «из первых рук». Это сейчас техника на грани фантастики: компьютеры, электронка, деловая переписка, скайп. А тогда у нас были кассетный диктофон, ручка, блокнот и быстрые ноги. Придешь на интервью, запишешь, на бумаге расшифруешь, снова на бумагу перепишешь, отдашь в типографию наборщикам. Тогда я придумала для себя слоган: «Ходи дальше, пиши больше. Пока идешь, отдыхай».
— Наверное, освоиться на новом месте было нелегко?
— Да. Но в основном потому, что работу приходилось совмещать с учебой в университете. Когда приезжала на сессии, нас там называли «герои-заочники». Газета выходила по четкому графику, раз в неделю, продавалась в розницу, шла по подписке, поэтому ответственность была высокая, и ритм жизни«от газеты до газеты». Я благодарна заводчанам, которые всегда мне помогали: проводили экскурсии по основным цехам, объясняли до мелочей процесс производства. На Алтай-Коксе очень отзывчивые люди. Два года я отработала корреспондентом, а потом меня назначили редактором газеты «Коксохимик Алтая». Мне было на тот момент 20 лет.
— А как развивалась редакция?
— Когда «Алтай-Кокс» вошел в Группу компаний Новолипецкого металлургического комбината, на базе редакции организовалась пресс-служба. Расширился спектр задач. Мы стали заниматься полиграфической и сувенирной имиджевой продукцией, взаимодействовать с внешними СМИ, вести профессиональную фото-видеосъемку и т.д. Со временем сформировалось четыре направления работы. Расскажу вкратце. Первое – это внешние коммуникации, направленные на взаимодействие с жителями региона, органами власти, клиентами и пр. То есть это пресс-релизы, статьи в СМИ, взаимодействие с журналистами Алтайского края. Второе – это внутренние коммуникации, направленные на информирование работников нашего завода с помощью корпоративного интранет-портала, газеты «Коксохимик Алтая», информационных стендов в цехах, рассылки, каналов обратной связи. Третье – интернет и социальные сети: официальный сайт, страницы в соцсетях, YouTube-канал. Четвертое – конференции и брендинг: пресс-туры, пресс-конференции, брифинги, имиджевая продукция. То есть сейчас мы работаем на уровне глобальной компании НЛМК, производственные активы которой расположены в России, США и странах Евросоюза. Естественно, требования высокие. Надо оперативно реагировать на каждый инфоповод и освещать его в различных современных форматах. Информацию подавать коротко, емко и снабжать видео- и фотоконтентом. Мы работаем в online-режиме с коллегами с других производственных площадок Группы.
— Здорово, что ваша служба развивается так активно!
— Чем мне нравится наша компания — здесь каждый день узнаешь что-то новое, учишься, движешься вперед. Недавно наша пресс-служба получила диплом за победу в одной из номинаций международного конкурса«Пресс-служба года». Коллеги высоко оценили наш проект «Коммуникационная программа к 35-летию ОАО «Алтай-Кокс». В конкурсе принимали участие 600 пресс-служб России и ближнего зарубежья, в финал вышли 47, в том числе мы.
— Сколько человек трудится в пресс-центре завода?
— В составе пресс-службы всего три человека, но мы — эффективная команда.
— А было ли такое, что хотелось бросить все и сменить сферу деятельности?
— Конечно, однажды был у меня период, когда я считала, что занимаюсь бесперспективным, никому не нужным делом. Всегда ощущала в себе потенциал гораздо больший. Какое-то время я была «на задворках». Мне хотелось окончить университет и уйти с завода, но подумала: «Я столько писала про строительство пятой коксовой батареи, и вдруг пропущу ее пуск? Нет уж». Тогда просто перенаправила свои силы в спорт, танцы и общественную работу. Это и помогло выйти из кризиса. А когда мы стали работать в Группе НЛМК, снова возникли интерес и азарт, и желание двигаться вперед.
— Как вы считаете, лично вам помогло получение журналистского образования?
— Журналистом может стать любой, кто умеет писать, а писать умеет далеко не каждый. Когда я поступила на второе высшее образование, на финансово-кредитный факультет ВЗФЭИ, поняла, что считать легче, чем писать. Когда ты пишешь материал, ты создаешь то, чего до тебя не было. Это особенность творческого процесса. Журналистское образование очень важно. Оно дает базовые знания. Основы журналистского мастерства и подобные дисциплины познаются на практике, а вот философия, логика, психология рекламы и литература выстраивают определенную систему координат, по которым происходит дальнейшее профессиональное становление. Еще очень важно внимательно изучать стилистику и литературное редактирование. Эти дисциплины дают навыки, которые реально помогают в написании текстов.
— Какой совет вы можете дать начинающим журналистам?
— Когда не хочешь работать — работай, не можешь работать — работай. Главное — не останавливаться, и откроется второе дыхание. Когда ты постоянно преодолеваешь себя, количество переходит в качество. И ты развиваешься.
Подготовила Алина Мезенцева