Сергей Толмачев: «Я уже даже и не знаю, как без кипиша обходиться»

Сергей Толмачев — выпускающий редактор ОТС согласился рассказать нам, как, не имея журналистского образования, быть успешным в профессии.

— Расскажите сначала о себе. Как пришли в профессию?

— Тебе с самого начала? Значит, смотри, у меня нет журналистского образования. Я закончил НГАСУ (Сибстрин) в 1996 году по специальности инженер-строитель. Потом у меня был некий бизнес, а в 1998 году я решил пойти поработать. Сначала в пресс-службу управления физкультуры и спорта мэрии Новосибирска. Три года я там отработал. Собственно занимался тем, что собирал народ на пресс-конференции, писал релизы, даже книгу выпустил про международную детскую Сибириаду. И еще одну книгу, посвященную сотрудничеству с Японией. Мы побратимы с городом Саппоро: наши спортсмены туда ездят, впрочем, как и их спортсмены приезжают сюда. На телевидение попал случайно. Уволился с той работы, ехал на дачу, в это время мне позвонила редактор утренних программ, в которую я периодически подтягивал спортсменов известных. Она мне звонит и говорит: «Слушай, Сереж, дай мне кого-нибудь на следующую неделю». А я ей говорю: «Знаешь, да я уволился. Возьмёте меня на работу?» Она: «Приходи, посмотрим». Через пару месяцев пришел, взяли, с тех пор работаю. У нас есть главный редактор, есть шеф-редактор, а я выпускающий: занимаю третье место в этой матрешке.

— Вы начинали с корреспондента?

— Да, конечно, я и сейчас корреспондент. Это самое главное. Мне больше всего нравится ездить на съемки. В чем сейчас мое преимущество: я выбираю себе приличные съемки и езжу на них.

— Почему телевидение?

— Захотелось. Случайный звонок, на семь лет уже завис.

— Работа выпускающего редактора стрессовая?

— Первую неделю было тяжеловато. Вот представь, надо собрать получасовой выпуск. Это очень много. Ты, как будущий журналист, знаешь, что написать две минуты уже тяжело, а тут полчаса. То есть надо это все прочитать, надо это все сверстать, чтобы было интересно, чтобы не шла сначала политика, а потом спорт, затем снова политика. Ответственность большая: букву какую-нибудь недопишешь и будет неприятная ситуация. Человеку будет обидно, если его фамилию неправильно напишут. А если губернатор! Говорю, первую неделю было тяжеловато, а потом привыкаешь. Я уже даже и не знаю, как без кипиша обходиться, когда десять дел одновременно делаешь. Самое трудное на этом месте сидеть, потому что составлять выпуск — это одно, а я вот должен на четыре дня вперед сделать расписание, поставить людей, учесть, кто где живет. Если ты, к примеру, живешь в Академгородке, то зачем тебе ехать в Пашино. Все это учитывается, время расписывается, но это сложно. А вообще в работе нет стресса. Зачем стрессовать? Ну, поорешь, покуришь (курить начал, бросал на три месяца).

— Какими качествами должен обладать современный журналист?

— Да мозгами он должен обладать. Это все. Потому что бывает, что человек реально неразвит. Человек должен быть развит, книжки читать надо.

— Есть такое качество, как универсальность. Вы универсальный журналист?

— Универсальность… Мы все универсальны. У нас корреспондент может поехать на какую-нибудь политическую встречу, а потом на культуру или на спорт. Универсальность, она в принципе должна присутствовать у каждого.

— Образование для журналиста обязательно?

— Стоит, конечно. Но первое, что я говорю практикантам: забудьте, чему вас учили. Вы никогда не будете делать телевизионный сюжет по тем лекалам, которым учат вас в НГУ (не только там, но и на любом журналистском факультете). Человек, приходя сюда, все забывает. Но азы-то знать надо.

— Дилемма: быстро или качественно. Что бы выбрали вы?

— Быстро и качественно. Я работаю в программе новостей. Если бы работал в программе «Итоги», я бы по-другому тебе ответил, конечно, да, надо посидеть, творчески покопаться. В телевидении, в принципе нет такого понятия, как люфт времени. Приехал человек, отснял, вечером уже должен выйти в эфир. Все. Если он не вышел, завтра его показывать нельзя.

— Креативность в журналистике уместна?

— Это ты по адресу попала. Журналистика должна быть креативной. Что такое креатив? Если ты стендап пишешь, то лучше если не только твое лицо появляется, а ты что-то делаешь. Интересное можно найти всегда. Можно использовать сравнения. Надо мной смеются коллеги, когда я пишу. Смотри, например: «Посеяли 26 гектаров поля». Тебе что-нибудь это говорит? А если я скажу, что это 30 футбольных полей, ты уже сможешь представить размер. Не говорите языком пресс-релизов, чиновничьим языком, тогда это будет интересно зрителю. А вообще, делай так, как интересно тебе, то, что интересно тебе, будет интересно и зрителю.

— А редактор? Его мнение не учитывается?

— А что редактор? Ну, написал мне человек. Я не был на этом событии. Возможно, если бы я был на месте съемки, то сделал бы по-другому, но там был журналист. Да, он приехал, написал, а я уже читаю. Это его видение, зачем мне вмешиваться. Я исправлю его грамматические, стилистические ошибки, ну, а менять структуру приходится очень редко.

— Мои вопросы закончились, но прошло только пятнадцать минут.

— В этом и заключается журналистский прикол, что ты как можно меньше времени тратишь интервьюируемого и своего. Бывает человек запишет интервью на сорок минут, а потом сидит и слушает. У меня были такие интервью, когда я стою с микрофоном, задаю человеку вопрос, на который получаю ответ и понимаю, что все, этих пятнадцати секунд мне хватит для синхронна. Так я экономлю его и свое время. Как говорил один очень хороший человек. Время — единственный невосполняемый ресурс.

Подготовила Алиса Кейкуль