Вадим Алексеев: «Надо сомневаться, анализировать, рассуждать»

Во время интервью Вадим Алексеев, заместитель редактора по радио «Комсомольская правда» рассказал о своей журналистской деятельности, об особенностях работы журналиста и поделился советами с начинающими журналистами.

— Как вы пришли в журналистику?

— Когда заканчивал 9 класс, я решил поступить в лицей с профильными классами, там был класс, в котором обучались потенциальные филологи и журналисты. Я выбрал его и стал знакомиться с профессией, чтобы к окончанию школы что-то уметь. Ходил в разные редакции… Поскольку сначала писать вообще не умел, предлагал собственные кроссворды, потом уже какие-то тексты. Далее после школы писал в разных жанрах. Также занимался на учебной радиостанции «Радиоуниверситет» в Барнауле, где я жил. Таким образом я знакомился с журналистикой. Потом меня забрали в армию в танковые войска, там я, кроме того, что, как и все солдаты, нес службу, еще и делал еженедельную радиопрограмму по проводниковому радио, которое вещало в наших казармах, я рассказывал про солдатскую жизнь. Потом, вернувшись, работал в небольшой заводской газете, внештатником в разных изданиях, в пресс-службе главного управления МВД по Алтайскому краю, и потом, уже спустя какое-то время, пошел в «Комсомольскую правду». Сейчас я работаю заместителем главного редактора на радио, работаю в прямых эфирах и, кроме этого, пишу материалы для газеты и сайта в свободное от подготовки к эфиру время.

— Почему именно радио?

— Я вообще думаю, что работать на радио мечтают очень многие молодые люди. Я тоже мечтал. Ходил на кастинги, когда мне было лет 17-18, стоял в огромных очередях на прослушивание, но мне не улыбалась удача. Когда здесь уже работал в газете, мне предложили почетное место на радио, и я, конечно же, не отказался, потому что это очень интересно. На самом деле, я рад, что есть возможность совмещать работу и на радио, и на сайте, и в печати, потому что все интересно.

— Правда, что работать на радио легче, чем в печати или на телевидении?

— Сложность работы зависит не от того, на какой площадке ты работаешь, а от того, как ты это делаешь, какие задачи перед собой ставишь.

— У вас был когда-нибудь творческий кризис, если это можно так назвать, казалось, что журналистика — это не ваше?

— Нет, никогда. Я всегда хотел быть журналистом. В 15 лет я впервые пришел в газету, скоро мне исполнится 39… За 24 года никогда мне не хотелось перестать быть журналистом. Другое дело то, что мне нравятся и другие профессии, и жаль, что у меня нет одновременно какой-то запасной жизни или второго меня, потому что хотелось бы еще кем-то поработать, что-то попробовать, и, может быть, когда-нибудь это удастся. Но журналистика отнимает очень много моего времени, поэтому сложно пока с чем-то совмещать. Но успел поработать милиционером, когда работал в пресс-службе МВД. Когда служил в армии, выучился на кочегара.

— А будучи именно журналистом, примеряли на себя какие-нибудь профессии?

— По согласованию с сотрудниками полиции я несколько ночей провел в дежурной части, слушал, какие звонки поступают. Я, правда, не отправлял группу немедленного реагирования на происшествия, но также соучаствовал, в каком-то смысле тоже к этому делу приобщился. Но и кроме этого, получается знакомиться с тонкостями каких-либо профессий во время интервью с артистами, финансистами, политиками… Постепенно узнаешь подробности о разных сферах деятельности, узнаешь, чем живут депутаты, продавцы, школьники, студенты и так далее.

— Журналистика — ремесло или творчество?

— И то, и другое. Во-первых, когда ты пишешь какой-то текст или готовишься к радиоэфиру, ты выполняешь некоторые конкретные установки, в том числе и нетворческие. Есть правила, по которым ты составляешь заголовок. Ты должен следовать определенным правилам, не можешь писать слова в том порядке, которые хаотично приходят тебе в голову. Выбирая тему, ты должен знать, какие сегменты тем сейчас популярны, ты знаешь, что обсуждается сегодня, то есть ты применяешь определенные технологии, и в этой части журналистика является ремеслом. Но если ты будешь следовать только правилам и не применять творчество, ты не будешь крутым журналистом, потому что в любом случае надо находить интересные способы решения задач. Например, ты не знаешь, где получить информацию по какому-то событию, тогда ты разрабатываешь тактику и стратегию, как эту информацию достать окольными, многоходовыми путями, ты разрабатываешь композицию своего текста, думаешь, как написать так, чтобы человек читал это как книжку. И в эфире ты не можешь какие-то вещи процитировать, потому что что-то было сказано с нецензурной бранью, а тебе надо как-то объяснить, и ты находишь всякие метафоры, эвфемизмы, чтобы это передать. Ты вынужден (и это интересно!) реагировать на неординарные звонки слушателей, когда, казалось бы, тот или иной звонок поставит тебя в тупик, ты должен сымпровизировать не хуже, чем боец жанра стенд-ап, и достойно ответить. И это, конечно, творчество.

— Вы создавали собственное СМИ, можете рассказать об этом?

— Это было между моей службой в милиции и «Комсомолькой правдой» в течение примерно двух лет. Решил издавать газету, которая была посвящена теме здоровья. У меня сложилось впечатление, что это достаточно востребованная ниша. Я узнал, как регистрируется СМИ, и прошел процедуру регистрации, сам я был оформлен как ЧП. Находил интересную информацию, рекламодателей, поскольку у меня не было источников финансирования, я эту газету делал сам. Было достаточно сложно, потому что дело было еще 15 лет назад: не было популярной мобильная связь, техника была не так развита. У меня не было даже своего городского телефона, компьютера, то есть я был без средств, самых необходимых для того, чтобы этим видом деятельности заниматься. Для того чтобы принимать звонки от читателей, я нанимал диспетчера на телефоне. Поскольку не было большого штата, я сам писал материал и находил спонсоров. Так как у меня не было компьютера, я нанимал людей, которые набирали текст. Отдельно нанимал человека, который верстал газету. То есть все это приходилось совмещать, это было достаточно непросто, но, тем не менее, какое-то время газета существовала. Потом все-таки я понял, что очень тяжело заниматься самостоятельным бизнесом, не имея надежных партнеров, стартового капитала, да и, наверное, я все-таки не совсем предприниматель, а больше творческий человек, и перестал этим заниматься.

— Все ваше свободное время уходило на СМИ?

— Нет, кроме этого у меня были еще небольшие виды деятельности параллельно. Было небольшое кадровое агентство, я проводил вечеринки для желающих найти себе пару. То есть какие-то небольшие локальные бизнес-проекты в моей жизни существовали, но небольшой период времени. Но как журналист, как творческий человек я еще занимался и другими вещами, сейчас иногда пишу стихи, которые у нас иногда используются на радио или в газете. Нечасто, но бывает, что веду какие-то круглые столы в качестве ведущего. Немного социальными сетями занимаюсь. А, еще снимаюсь иногда в каких-то небольших кинопроектах. Наиболее примечательна, наверное, серия выпусков «Ералаш», которые снимает новосибирская студия. Там можно себя в комических образах показать. И очень, на мой взгляд, была любопытная, интересная работа в социальной рекламе режиссера Петра Дикарева под названием «Дисфория». Это ролик продолжительностью в несколько минут — социальная реклама на тему того, что не надо пить за рулем. Ролик снимался в течение нескольких дней, и я успел побывать в следственном изоляторе, в колонии строгого режима, показать печальную участь человека, который нарушает закон и пьяный садится за руль.

— У вас есть любимый, образцовый журналист?

— Есть журналисты, которые мне нравятся, но в качестве любимого я бы назвал Влада Листьева. Он был очень тактичным, воспитанным, эрудированным, и всегда было приятно посмотреть на его работу на телевидении.

— Сильно ли журналиста ограничивают? Когда хочешь что-то написать, а тебе говорят «нельзя».

— Так или иначе, у каждого СМИ есть свой учредитель, у которого есть какие-то свои приоритеты, поэтому могут создаваться ограничения. Особенно часто, наверное, это характерно, когда владельцем СМИ является какой-то политик или бизнесмен. Если учредитель никем из перечисленных не является, в любом случае журналист должен следовать какому-то уставу редакции, внутренним правилам, это тоже ограничивает. Но зачастую это нормальные ограничения, которые не мешают реализоваться. Сколько лет я работаю, в принципе, по любой теме, которую мне было бы важно раскрыть принципиально, я смог поработать. Есть еще, конечно, ограничения внутри тебя, когда ты понимаешь, что написав что-то, ты можешь навредить людям. Если человек ограничивает себя, думаю, это нормально, это говорит об его этических качествах.

— Какие личностные качества могут помешать стать журналистом?

— Лень… Хотя… Лень может и не помешать, я чувствую, что несколько ленив. Но, тем не менее, работаю. Я думаю, что если человек реально хочет стать журналистом, если он отдает себе отчет в том, что такое журналистика, если он точно понимает, что он этого хочет, если это взвешенное взрослое решение, то он станет им несмотря ни на что. Потому что, если есть это желание, все остальные нужные качества он может наработать, даже если у него нет эрудиции, каких-то знаний, нет контактов, не знает, как искать новости — он все это узнает, если захочет. Нет голоса — не проблема, он может общаться онлайн, говорить шепотом, жестами.

— За что вы любите свою профессию?

— Многие вещи, которые я делаю по работе, они для меня как удовольствие, а не как работа. Возьмем даже сегмент шоу-бизнеса. Ты можешь сходить на какой-то концерт, пообщаться со звездой. Поговорить с городом, подискутировать со слушателями, ответить им. Это удовольствие, за которое ты еще и получаешь деньги и успех, если хорошо работаешь.

— Семейная жизнь и постоянная журналистская деятельность сочетаются друг с другом?

— В моем случае так вышло, что я женат на журналисте, и мы работаем на одном предприятии, зачастую совместно. Есть темы, над которыми мы работаем вместе, и эфиры, которые ведем тоже вместе. Бывает, что, придя домой, мы продолжаем разбирать какую-то тему, обсуждать, анализировать, спорить, и может так случиться, что днем было одно представление о теме, но после того, как мы обсудили, нашли какие-то еще идеи и вопросы, которые надо разобрать, утром следующего дня приходим уже более подготовленными, чтобы продолжать работу по этой теме. Поэтому те, кто идет в журналистику, может жениться или выйти замуж за журналиста (улыбается).

— Многие журналисты говорят, что журфак — бесполезная вещь. Как вы к этому относитесь?

— Я сам не закончил журфак. Я считаю, что журфак — не бесполезная вещь, безусловно, там можно получить что-то полезное. Но станет человек журналистом или нет, это не зависит от журфака, это зависит от человека. Журналистом может стать человек как с образованием, так и без него. Так же им может стать и тот, кто учился в школе на тройки. А человек, закончивший журфак с красным дипломом, может журналистом и не стать. Я думаю, образование дает человеку полезные знания, но его успех в профессии зависит не только от этого.

— Какие профессиональные советы вы можете дать начинающим журналистам?

— Я советую как можно скорее браться за дело прямо сейчас. Писать, идти внештатником, если не берут в штат, куда угодно. Если совсем никуда не берут, открывать свою информационную группу в тех же социальных сетях, наполнять ее… Самый лучший совет — как можно скорее практиковаться. Это будет очень полезно и эффективно. Еще я советую мобилизовать все свои органы чувств и быть максимально внимательным, замечать все, что происходит вокруг. Тема для серьезного интересного журналистского материала, возможно, находится рядом с вами, вы ее просто не замечали, а она вот, вот здесь. Какая-то история, произошедшая с вашими близкими, в университете, в автобусе, в метро, может быть очень интересным материалом, надо присмотреться и понять, что это сенсация. Также я очень советую журналистам не быть категоричными. Не спешить поверить в ту или иную версию и не торопиться выносить свое мнение на тот или иной счет. Будьте готовы изменить свою точку зрения, если для этого есть повод. Надо сомневаться, анализировать, рассуждать.

Подготовила Олеся Сердцева