Журналистская деятельность Вячеслава Горчакова началась не сразу. В детстве он мечтал быть архитектором, в итоге выучился на историка, получил опыт копирайтера и рекламщика, а потом ради смеха пошел на телеканал. Шутка затянулась надолго: уже несколько лет Вячеслав – корреспондент «Новосибирских новостей» и ведущий собственных программ «Наш Новосибирск» и «Мегаполис».
– Как у вас возникла идея стать журналистом? С чего вы начинали?
– Я лет с десяти мечтал стать архитектором. Я испытывал настоящий трепет, видя чертежи домов и квартир в журналах, рисовал постоянно какие-то домики. Но потом понял: там же физика, математика, сопромат! А у меня гораздо лучше получается сочинять и говорить. И тут в девятом классе меня отправили во всероссийский лагерь «Орленок» на журналистскую смену. Всего за три с половиной недели во мне все перевернулось, и я начал мечтать о профессии журналиста. Правда, к ней пошел кривой дорожкой. Мне нужно было разочароваться в этом ремесле после занятий в кружке юнкоров, окончить исторический факультет, год посочинять слоганы для бильярдной компании, чтобы однажды, уволившись в никуда, просто ради шутки пойти на собеседование на скромный кабельный канал. И понеслось!
– Чем вас привлекло именно телевидение?
– Телевидение привлекает тем же, чем и отталкивает. Здесь ни один рабочий день не похож на предыдущий. Утром ты уверен, что будешь снимать заседание с мэром и освободишься в обед, но потом обнаруживаешь себя поздним вечером на какой-то экстренной съемке, которая неожиданно «вывалилась». Непредсказуемость (особенно поначалу), общение с интересными людьми, яркие эмоции, жизненный опыт… В офисе это не получишь. И, конечно, когда в очереди за хлебом кто-то кричит «Оооо, это же из телевизора парень!» и все оборачиваются – хочешь провалиться сквозь землю и забиться в восторге одновременно. Сколько бы ни проработал «парнем из телевизора».
– Что вам больше всего нравится в этой профессии?
– Обожаю, когда не приходится работать с девяти до шести. Когда не нужно перебрасываться служебными записками, чтобы попасть к своему же начальству. Когда приходишь на работу – а тут шумят, обсуждают, шутят. И да: еще очень подкупает, когда тебя окружают люди, умеющие слушать. Это все есть в журналистском коллективе.
– Важно ли журналисту иметь «свою» тему? У вас она есть?
– У меня есть свои темы. Я веду две телепрограммы: одна – это депутаты горсовета, вторая – это ЖКХ и все, что с ним хоть как-то связано, вплоть до урбанистики и благоустройства дворов. Но я стараюсь время от времени снимать сюжеты на другие темы, чтобы не застаивалось серое вещество в голове. Кстати, после долгого перерыва такие репортажи получаются особенно «вкусными». Иногда надо отходить от специализации, иначе можешь превратиться в крутого знатока шпингалетов, не знающего, что такое дверь.
– Есть ли темы, о которых не хочется говорить?
– Не люблю и не снимаю про аварии, смерти, убийства, уголовные дела. И про все, что связано с человеческими страданиями, о которых сам человек не хочет рассказывать. Рад, что это не приходится делать теперь. Помню, как, еще работая корреспондентом в новостях, случайно оказался вместе с оператором на месте аварии. Перевернулась маршрутка. На наших глазах оттуда доставали тело женщины. Рядом кричала ее дочь, которая пришла встретить маму на остановке. И больше съемочных групп в этот момент не было. Мы с оператором, не сговариваясь, решили не снимать эти жуткие минуты. Хотя, по законам сенсаций, должны были набрать крупных планов, взять интервью у дочери погибшей и у спасателей – спросить, что они чувствуют и как такое могло произойти. А то еще стендап записать на фоне спасательных работ. Но кому от этого стало бы легче? Точно не той несчастной женщине или ее дочке.
– Как справиться с эмоциональным выгоранием? Случалось ли такое с вами?
– Эмоциональное выгорание не грозит, если научиться пропускать мимо себя негативные события. Мы же смотрим один за другим фильмы ужасов, драмы, триллеры – и ничего. Вот и здесь так же. Нужен цинизм. Здоровый, профессиональный цинизм. Это как у врачей: если бы хирург каждый раз задумывался о том, как больно человеку, примерял его страдания на себя, он бы с ума сошел.
– Есть ли различия между журналистами, окончившими журфак, и теми, кто пришел в профессию без специального образования?
– Не хочу обижать журналистов с дипломом, но специальное образование нисколько не гарантирует высокий уровень мастерства. На мой взгляд, журналисту важно умение «выжимать» жизненный опыт из мелочей, говорить и писать понятно о сложном, отделять важное от пустого, оценивать вместе со зрителем, читателем или слушателем проблему с разных сторон. А просто вещать о том, что увидел, может любой с пятеркой за школьные сочинения. Иногда выпускники журфаков настолько привыкают к академическим шаблонам, что уже не рискуют экспериментировать. Говорят: «Так не делают, нас учили по-другому». А ты попробуй по-своему!
– Что такое современная журналистика? Куда она движется?
– Вряд ли буду оригинальным. Современная журналистика уходит в посты, блоги, влоги, твиты… Даже журналистом года в 2016-м стал не профессиональный журналист, а блогер с архитектурным образованием Илья Варламов. И чем более ангажированными будут официальные СМИ, тем больше публика будет тянуться к неофициальным источникам. Мне кажется, традиционные издания будут все больше камуфлироваться под интернет-форматы, экспериментировать с «оберткой». Это проще, чем стать более независимыми.
– Есть ли в журналистике место творчеству?
– Нет! Если считать творчеством долгие раздумья, ночные бдения, комья смятой бумаги на столе (ну, или миллионы стертых знаков на экране ради пары тысячи тех самых). Журналистика больше походит на работу у станка, чем на писательский труд. У нас в голове – стандартные сценарии, конструкции, «болванки», которые мы крутим-вертим, примеряем, разрисовываем в зависимости от ситуации. Особенно это неизбежно в «быстрой» журналистике. Это не штамповка и не халтура, это рационализация.
– Что бы вы посоветовали начинающим журналистам?
– Я бы посоветовал начинающим журналистам вкалывать. Лучше – прямо с первых курсов. Быть «держалкой для микрофона», трудиться бесплатно или за копейки, выполнять любую работу, которая хотя бы отдаленно похожа на вашу мечту. В журналистике (особенно в телевизионной), как ни удивительно, кадровый дефицит. И вы вполне можете занять эту нишу, если покажете себя. Знаю сколько угодно выпускников, которые приходили и морщились, услышав, на какую стартовую зарплату они могут рассчитывать. Они разворачивались и устраивались на нелюбимую работу. И гораздо меньше тех, кто кинулся в омут с головой и теперь имеет и интересное занятие, и хорошую зарплату, и «человеческий» график труда, и признание. Потому что они не просто «легли по направлению к мечте», а пошли к ней по бугристой дорожке, стиснув зубы и сжав кулаки.
Подготовила Александра Полякова