Экологическое воспитание школьников
Нет смысла говорить о том, что самые важные личностные качества закладываются в детстве, о том, что из-за глупости человека планета находится на пороге экологической катастрофы. Чтобы последнего не произошло хотя бы в ближайшие лет двести, нужно еще с раннего возраста правильно рассказывать детям о том, что такое мусор и как с ним обращаться.
Даже после поступления в школу, когда считается, что ведущей деятельностью школьника становится учение, игра не отходит на второй план. Тут-то и нужно проявить чудеса смекалки: нужно сделать так, чтобы ребенку было не только понятно, что такое экология, но и интересно.
— Мы делаем такие уроки, чтобы детям нравилось, чтобы им хотелось приходить на занятия по экологии снова и снова,— рассказывает Мария Вартановна, старшая вожатая в МБОУ СОШ №84 г. Краснодара. — Делаем разные квесты для них, игры, показываем мультики. Важно, чтобы они понимали, что это все не просто так, важно, чтобы даже маленький ребенок мог рассказать своему родителю что-то новое, когда ему задают вопрос: «а что интересного сегодня было в школе?». Вчера рассказывали детям про крышечки и разместили по всей школе коробки для их сбора.
В Российских школах (и то не во всех) официальное экологическое образование предусмотрено в рамках уроков по экологии, которые для большинства детей остаются в школе. На них ребята изучают ту же самую биологию, только об окружающей среде; просто читают учебники и рассматривают картинки, говорят о том, что такое круговорот воды в природе. Но активисты из этой школы придумали что-то большее, чем просто листать страницы учебника и смотреть в нем картинки.
— Эти уроки придумали мы сами, небольшой группой активных учащихся, входящих в ШУС (школьное ученическое самоуправление). Обсуждали планы на учебный год по мероприятиям, акциям и появилась такая идея. Вышло так, что проект задержался надолго в стенах школы – детям нравится. Директор тоже одобрила, сделала это обязательным спецкурсом для младших классов, — продолжает Мария Вартановна.
Сама по себе школа №84 не такая маленькая: три этажа и три блока, и представьте, везде стоят боксы для крышечек. В скором времени ребята планируют также устроить сбор батареек и макулатуры. Самое интересное, что младшие школьники даже дома устраивают сбор маленьких вредителей: рассказывают родителям, заводят для них специальные мешочки, которые потом приносят в школу и отдают активистам или Марии Вартановне. Дальше ребята будут их разбирать по цветам и видам пластика. В этом, кстати, охотно принимают участие как волонтеры, так и самые маленькие ученики.
В некоторых школах Краснодара подхватили эстафету экологических уроков. К сожалению, таких школ не много (в соотношении с их общим количеством в городе). Вообще, продуктивное экообразование в России создается только активистами, заинтересованными в этом: различными школьными объединениями или,например, крупными компаниями. Самый известный пример, пожалуй, «Coca-Cola» с программой «Разделяй с нами». Уроки от компании интерактивные, полезные и очень легкие, что позволяет занимать минимум времени на подготовку и давать максимум эмоций ее участникам: как ученика, так и их преподавателям.
— Очень важно правильно подать материал, важно, чтобы в будущем ребята не забывали про то, что мы им даем сейчас. Важно, чтобы это не оборвалось на этих активистах, чтобы следующее поколение тоже подхватило инициативу, — подытоживает наш разговор вожатая.
Алина Хищенко
Фото автора