Кожевенные ремесленники XXI века

Иногда кажется, что такие древние ремесла как ковка или кожевенное дело канули в лету, но это не так. Оказывается, рынок изделийручной работы из кожи сейчас только растет, а количество различных моделейпросто поражает. Если у вас есть желание, то по вашему эскизу кожевники могут изготовить все, что вы пожелаете, от тетради со сменными блоками до элитной сумки. Ну, а если вы реконструктор или просто фанат фехтования, то для вас есть огромный выбор защиты рук и ног, обуви и даже горжеты с кожаными нагрудниками. О тех людях, кто сейчас работает с кожей и будет наш текст.

Кожа как бизнес

Александру 42 года, многим кажется, что в это время добиться большего от жизни почти невозможно и надо держаться за свое рабочее место, но курский мастер доказывает обратное. Уйдя из бизнеса, который не приносил ему счастье, он стал создавать элитные изделия из кожи, и в этом он нашел себя. Сейчас его мастерская создает почти все типы вещей из кожи — от простых картхолдеров, до походных сумок. Два года назад это было просто хобби: он сделал ножны для якутских ножей, потом решил сделать себе ремень, но так как опыта было мало, то просто попросил обрезки кожи у поставщиков, чтобы попрактиковаться. Первый ремень вышел качественным, Александр долго трудился, изучал литературу и различные форумы для того, чтобы создать идеальный ремень, и именно благодаря нему работа с кожей открыла двери в новый этап жизни.

И тут уже Александр понял, что сам процесс изготовления изделий его захватывает намного сильнее, чем бизнес Он постепенно стал создавать свое рабочее местов гараже, выверяя точно размеры каждого ящичка и полочки на верстаке, создавая чертежи и после воплощая их в жизнь. Для него основным девизом стало качество. Каждое место, каждый сантиметр его рабочего места имел свою задачу, и именно концепция качества стала лейтмотивом его работы.

Уже имея опыт в бизнесе, он взялся сразу создавать свою мастерскую, нанял людей, начал создавать. Изначально позиционируя себя на элитном сегменте рынка,мастерская предпочитала заказывать кожу и химию у европейских поставщиков, а фурнитуру – в США и Японии.Кроме того, на рынке была минимальная конкуренция, потому что ниша не была занята. Как говорит сам Александр, он поставил себя в такие условия, когда прогореть он не мог, потому что с потерей мастерской он бы терял все.

Сейчас изделия его мастерской являются брендом и одними из лучших в мире, а курская мастерская насчитывает штат в десять человек. Изделия продаются как на территории России, так и за рубежом. Помимо этого, мастерская постоянно участвует на выставках в Италии, родине лучших кожевников, где тоже снискала уважение среди профессионалов. Как говорит Александр, сейчас на российском рынке им нет равных, но это для него скорее грустно, потому что чем больше конкуренция, тем интереснее работать, ведь увеличение конкуренции ведет к новым и более интересным проектам.

Кожа как творчество

С Дарьей я виделся лично, она делала совместный проект с моими знакомыми-реконструкторами. Это была обложка коллекционного издания серии книг «Ведьмак». Смотреть на то, как человек создает изделия из кожи – зрелище медитативное. Сначала пробиваются отверстия, потом через них делается аккуратный шов, обрабатываются концы. Дарья сама подумать не могла, что когда-то работа с кожей станет для нее делом жизни.

В жизнь Дарьи кожевенное ремесло пришло спонтанно, ее товарищ предложил ей стать подмастерьем. Она даже не знала, как это будет выглядеть, но было много свободного времени и желания. Уже позднее она начала работать сама, чаще всего выясняя все на опыте проб и ошибок, хотя в этот период, как она признается, сильно выручал YouTube.

Как считает Дарья, скорее кожевенное мастерство выбрало ее, чем она его. После первых проб не было желания бросить, появилось желание развивать себя в этом направлении. Первые заказы она принимала через сарафанное радио, они были в основном от ролевиков, но позднее она начала создавать вещи для «цивилов» (вещи повседневного использования – прим. автора). Сейчас это все переросло в группу в «ВКонтакте», где можно спокойно заказать все, от портмоне и ремней, до горжетов и защиты рук и ног, а если есть желание и вы фанат вселенной «Ведьмака», то даже целую книгу в уникальной кожаной обложке, облик которой можно смело согласовать по вашему желанию.

Не могу не похвастаться тем, что сам не удержался и прикупил себе пару вещей: портмоне и ремень из натуральной кожи.Сначала отнесся скептически, думал, что не будет особой разницы, но все равно есть какое-то особенное чувство, когда знаешь, что вот этот ремень и портмоне сделаны в единственном экземпляре и только для тебя.

Как говорит Дарья, ей сейчас хватает работы: в основном заказывают ролевики, да и ей больше нравится работать именно с ними, потому что там есть простор для творчества и работы, в вещах для цивилов требуется минимализм, лаконичность, что ограничивает их, хотя в планах Дарьи уже есть проекты, которые пытаются совместить в себе элементы ролевых и повседневных вещей.

Кожа как катализатор развития

Екатерина начала работать с кожей спонтанно. Она захотела сделать для своей подруги тетрадь со сменными блоками в подарок на день рождения, после чего она поняла, что нашла себя. Как говорит сама Екатерина, работе с кожей ее сподвигло окружение ролевиков – а они те еще мастера, могут создать все, от льняной рубахи по технологиям XIII века до полноценного двуручного меча.

Первое изделие не получилось таким успешным, как его видела Екатерина, но оно привело ее в такой восторг, что появилось желание повторить еще раз и не останавливаться. Помимо этого, работа с кожей дает осознание того, что вещь, которую ты сделал сам, будет служить человеку очень долго.

Вопрос о том, как продать, у новичков встает довольно остро, но Екатерине было легче, потому что нахождение в окружении ролевиков не проходит бесследно, когда кто-то узнает, что человек начал работать с кожей, то начинает активно работать сарафанное радио. Так и пошли первые заказы.

Как говорит сама Екатерина, сложнее всего не создавать изделия, а работать с заказчиками и учиться. Если с заказчиками главное выстроить диалог, потому что иногда случаются задержки поставки кожи, фурнитуры, то с обучением все обстоит сложнее. Сейчас есть много уроков и форумов кожевников, но все равно основное обучение идет эмпирическим путем, а это в первую очередь – деньги. Потому что тратится самый ценный ресурс «фрилансера» – время.

Говоря о планах на будущее, Екатерина не скрывает, что хочет создать свой собственный, узнаваемый бренд, но для этого в первую очередь нужно работать над собой, чем она сейчас и занимается, обустраивая свою мастерскую и обдумывая новые проекты.

Даниил Тарабукин

Фото из личных архивов героев