Подмостки НГУ

НГУ – один из самых крупных университетов страны, уклон в котором идет на точные науки, химию, IT–технологии. Гуманитарии тоже нашли себе место в университете и даже работают над своими проектами, один из которых – пьеса от студенток отделения журналистики.

Наша цель написать пьесу, основанную на интервью студентов. Это называется verbatim – документальный спектакль.  Тема актуальна и совершенно не изучена в театре, – сообщает первокурсница Софья Климонтова. – Несколько лет назад ребята уже пытался это сделать, составляли вопросы, которые могли бы стать основой сюжета, но все это забросили в итоге. Поэтому, если мы взялись за работу, то должны доделать ее до конца, чтобы не подводить Елену Валерьевну.

Елена Валерьевна Климова – основатель и преподаватель творческой студии «театральной журналистики».  Она уже несколько лет работает со студентами, прививает им чувство прекрасного, помогает разбираться в мире театра и писать работы, которые потом отправляются в самые разные средства массовой информации.

Именно с Елены Валерьевны начался курс, когда она приглашала всех желающих поучаствовать в театральной жизни Новосибирска. Это был тот период жизни города, когда проводились различные, не только театральные, фестивали.

Был, например, фестиваль новой драматургии. Если театральные, то был и фестиваль музыкального театра, и фестиваль авангардного театра под названием sibAltera – другая Сибирь, – рассказывает Елена Валерьевна. – Было, где развернуться. Театр для меня все время был чем–то вроде второй специальности, которой я все время занималась и мне это очень нравилось, казалось, что это очень важно, интересно, полезно, и поначалу, я просто привлекала студентов к этим фестивалям. Пойти посмотреть, поучаствовать.

Сначала ребята просто смотрели, участвовали, а после стали писать тексты, отзывы, рецензии. Так потихонечку появилась потребность театрального образования, потребность знаний о театральной журналистике. Структура и методы передачи увиденного на сцене, понимание режиссерского замысла и специфики театра как таковой. Одна из первых команд, занимающихся в творческой студии, называли себя товариществом «театральных хроник»

Вершиной успеха «театральной журналистики» было приглашение на фестиваль в Красноярске для выпуска фестивальной газеты. Тогда, вместо взрослых, профессиональных журналистов, аккредитовали на мероприятие команду студентов из НГУ. Пригласили, оплатили дорогу, проживание, а позже заместитель губернатора Красноярского края позвонил в деканат и выразил благодарность.

–  Потом стало все потихоньку сворачиваться. В Новосибирске остался практически один «Рождественский фестиваль искусств» и все. Но курс уже сложился, появилась возможность, во-первых, поступать в магистратуру по специальностям, связанным с культурой. Некоторые ребята этим пользуются. Во-вторых, появилась возможность публиковаться не в Новосибирске, а в других федеральных изданиях и, в-третьих, появилась возможность ездить по всей России, принимать участие во всероссийских школах и конкурсах.

Некоторые студенты НГУ, интересовавшиеся театральной журналистикой и посещавшие творческую студию, поступили в престижные высшие учебные заведения в России и за рубежом и теперь работают в сфере культуры. Ярким примером является Анна Горбунова. Аня поступила в магистратуру СпбГУ на театральную критику в мастерскую театроведа и театрального критика Юрия Михайловича Барбоя. Сейчас наша выпускница работает пресс–атташе в театре «Приют комедиантов». В июне прошлого года театр гастролировал в Новосибирске и собрал много положительных отзывов.

Анна Пигарева – контент–менеджер музея современного искусства «Гараж», также выпускница НГУ. После окончания университета, девушка работала в литературной части Большого Драматического театра в Санкт–Петербурге, а сейчас трудится в команде музея «Гараж» – ведущего я современного искусства в России.

– Я знаю, что еще две девочки работают в Европе, не в театральной сфере, а  в сфере охраны памятников культуры и, по-моему, это очень благородно, я очень им завидую. Еще я очень горжусь Катей Макаркиной,  –Елена Валерьевна улыбается и продолжает. – Она пока не окончила университет, но так, как она работает, дай бог работать всем. Я горжусь, любуюсь, вижу, как у нее растет уверенность. Дай бог, чтобы у нее и дальше все было хорошо.

Уже третий год преподаватель предлагает своим студентам сделать пьесу verbatim, под условным названием «студенты». Пьеса рассказывала бы о жизни реальных людей, об их трудностях и переживаниях. О том, чего они хотят от жизни и чего боятся. Над проектом уже начинали работать, но дальше составления вопросника ничего не пошло. Возможно, из-за загруженности по учебной части, ребятам было не до проектов.

Было бы круто сделать пьесу и поставит ее в стенах НГУ. «Театральная журналистика» не проводит никаких мероприятий, но я не понимаю почему, – делится студентка первого курса Виктория Ганзенко. – Ребята из группы так много смотрят постановок, ходят на многие спектакли, поставленные и в «Глобусе», и в «Красном факеле», и в «Старом доме», но еще ничего не поставили сами. Надеюсь, нам хватит запала это исправить.

Театр – это искусство коммуникации, а искренняя коммуникация это то, что сейчас на вес золота. То, что нас окружает во всех соцсетях, во всех телефончиках – это совсем другая история. А вот живая коммуникация, которая здесь и сейчас – почти только в театре и остается. Театр не поет под фанеру. В театре происходит живой контакт зрителя с аурой спектакля, с живой душой не просто каждого актера, а душой, которая рождается из их совместного творчества, – рассуждает преподаватель. – Именно это от театра сейчас нужно. В театре крайне трудно врать. А сейчас такие времена, что вранья становится много, но в театре тебе либо верят, либо нет. Театр – это про живое общение, которое не дает  нам совсем уйти в виртуальные коммуникации, не дает нам стать управляемыми.  Очень много желающих управлять. Со всех  сторон.

Пока неизвестно, какую форму примет этот проект. Может, он станет началом хорошей традиции НГУ. Сложно представить, во что именно команда энтузиастов-журналистов сможет трансформировать пьесу. Пока все скрывается под толстым слоем тайны. Подробности не раскрываются и держатся под грифом «секретно».

–  Думаю, что это все перенесется теперь на следующий год, потому что сейчас вообще времени нет. Тут курсовая, зачетная неделя и сессия уже совсем скоро. Но мы обязательно сделаем. Не в этом, так в следующем году! – Соня полностью уверена и это обнадеживает.

Остается только ждать и надеяться, что в скором времени проект реализуют, и он увидит свет. В конце концов, НГУ – многопрофильный университет, в стенах которого проводится большое количество мероприятий, событий, праздников и фестивалей. Почему бы детищу «театральных журналистов» не стать еще одним поводом для радости за таких разных, но по-настоящему увлеченных своим делом, студентов.

Надежда Кобозова