Радовать людей, а не просто зарабатывать деньги

Музыка. Ты чувствуешь ритм. Слышишь ноты. Поднимаешься с одного тона на другой. И вот, она уже в тебе. Она вокруг. В каждом проезжающем авто, в каждом листике дерева и взгляде человека. Может быть, ты и не замечал этого, но музыка везде, нужно только слушать.

Когда ты идешь по городу, то видишь музыкантов. Они создают музыкальное искусство улиц. И сегодня мы решили поговорить с ними, чтобы понять, какого это, быть вольным музыкантом.

Для начала всегда интересно понять, откуда возникает желание выйти на улицу и начать петь? Данил играет на скрипке, Кристина на гитаре и поет. Кристину в метро притащила одноклассница, когда им было по 14-15 лет, они видели в этом много плюсов: можно и деньги зарабатывать, и в музыке развиваться, и перебороть свой страх сцены. Данил же начал играть в 16 лет вместе с другом. Программа у них была легкая и примитивная, но людям все равно нравилось. Теперь же Кристина и Данил играют вместе на улицах нашего города уже 7 лет. Летом их можно увидеть на Набережной, а зимой в переходе метро между Красным проспектом и Сибирской.

А еще один герой моего текста, Дима, играет на барабанах, на улице же он выступает совсем недолго, с апреля этого года. Однажды Дима сидел в классе и услышал, как ребята играют что-то знакомое ему. Он начал подстукивать им, и в итоге они позвали его выступать на улицах. Так он и стал членом их группы «Cover Brass».

Мы в метро. Мы за границей. Мы рядом с тобой.

Приятно осознавать, что главная цель выступлений ребят это не деньги. Для Кристины главное — это слушатели. Ей приятно, поднимать настроение людям, которые грустят.

— Иногда люди даже подходят, извиняются, говорят, что им нечего кинуть. А я отвечаю: «Да нормально, нормально, спасибо вам за внимание, что вы меня слушаете, значит, я не просто так здесь стою, я не пустое место.

Дима тоже считает, что у музыканта должен быть определенный настрой. Если ты выходишь на улицу, чтобы просто заработать, то ничего хорошего из этого не выйдет. Желание должно идти из души, что вот, ты играешь и радуешь людей.

Еще Дима поделился со мной интересными мелочами из жизни музыканта. Так, я узнала, что в среднем выступления длятся от 30 минут до часа. А на праздники время игры резко увеличивается, как и денежная прибыль. 12 июня, на день России, у ребят вышло на каждого из девяти членов их группы по 2600р. А в День города они заработали по 4000 рублей на каждого. Причем обычно деньги кидают либо родители с детьми, либо бабушки и дедушки, молодые люди чаще всего проходят мимо.

Вообще, мне кажется, что заинтересовать проходящего мимо человека не так уж и просто, ведь чаще всего люди куда-то торопятся, бегут, и им нет времени даже оглядываться по сторонам. По мнению Кристины, самое главное — это чтобы люди видели, что тебе самому нравится то, что ты поешь.

— Если они видят, что ты от этого получаешь удовольствие, то и им это будет нравиться. А когда ты выбираешь что-то известное только потому, что все это слушают, и думаешь, что людям это понравится, нифига подобного. Это ж все чувствуется. Нужно стараться выкладываться на все сто процентов.

А группа в составе с Димой приковывает внимание своей необычностью. Всем уже надоели гитары и заунывные голоса, поэтому ребята в основном играют на духовых инструментах. Это и труба, и медные дудки, и тромбоны, и валторны, и тубы. Еще у них есть свои фишки. Они не просто стоят на месте, а постоянно двигаются. Есть даже движения, которые они учат заранее, чтобы это выглядело синхронно. А могут и пойти в толпу, и попрыгать.

— У нас есть парень в группе, очень харизматичный. У него красные волосы, одевается, как дед, такой странный тип. Так вот, когда начинаются песни группы «Ленинград», мы тихо играем, а он просто орет. Ну, это тоже нравится людям, есть в этом какой-то особый кураж.

Музыкантов на улице можно сравнить и с теми, кто выступает на сцене. Между ними практически нет разницы. Кристина видит разницу только в том, что музыканты, которые играют на сцене— это люди, которых приглашают, им платят за определенное количество часов.

— А мы вольные себе товарищи, вот, сколько граждане посчитали нужным нам сегодня подать, столько у нас и есть. Сколько мы можем стоять, сколько в наших силах, столько мы и стоим.

А иногда бывает и такое, что пока ребята играют, перед ними собираются люди в огромный круг. Они снимают на телефон, хлопают в конце и говорят спасибо.

— В такие моменты я понимаю, что это была сейчас моя сцена, мои зрители, чем я хуже любого артиста?

Но, как и в любом деле, у уличных музыкантов бывают сложности. Чтобы играть в метро, нужно идти в управление метро, писать заявление, что ты хочешь стоять на определенной станции. Без такого разрешения тебя могут забрать в отдел и выписать штраф за административное нарушение порядка. Эту процедуру надо проделывать каждые два месяца. Раньше было сложно, разрешение давали, только если ты инвалид или пенсионер. А сейчас поменялся руководитель. Он очень лояльно относится к музыкантам.

— Его уже несколько раз пытались убрать с этой должности. Как говорится, хороших людей всегда двигают. И спасибо ему большое за эту бумажку. Мы довольные пришли, поиграли, людей порадовали, денежку хоть какую-то получили и счастливые пошли домой.

Еще выгоняют без разрешения из-за того, что приравнивают уличных музыкантов к попрошайничеству. Вот, что Кристина думает по этому поводу:

— Ну, нашему государству не объяснишь, что когда ты сидишь с протянутой рукой, то это попрошайничество, а когда ты добровольно играешь, и люди сами решают, кидать тебе деньги или нет, это совершенно другое.

А тем, кто учится в музыкальном колледже или филармонии, вообще нельзя выходить играть на улицу, либо нужно делать это втихую. Потому что считается, что так они подставляют руководство, занимаются какой-то самодеятельностью.

Но музыка не знает границ. Наши новосибирские ребята покоряют и другие страны. Яна и Дима — пара уличных музыкантов. Яна пошла в институт международных отношений по инициативе мамы, но любовь к музыке все равно победила. А Дима с детства жил в музыке, учился в музыкальной школе, а после ее окончания пошел учиться на физика-теоретика. После шести лет обучения такой серьезной профессии, он снова окунулся в мир музыки и самостоятельно освоил саксофон. А потом они познакомились с Яной, и их жизнь изменилась.

—Началось все с того, что мы услышали, что в Китае человек, выступающий на улице, зарабатывает очень много. Разумеется, мы загорелись желанием, но приехав в Китай, узнали, что играть на улицах запрещено, как бы парадоксально это не было.

А один раз, ребят увидел один охранник, сфотографировал их и отправил эту фотографию другому охраннику, с которым они встретились позже. Он попросил их не играть музыку на улице. Такой вид общения через смс очень популярен у службы охраны в Китае.

А во Вьетнаме, наоборот, наших музыкантов встретили очень хорошо и доброжелательно. И выступления здесь были очень удачными.

В Таиланде тоже был интересный случай:

—Нас с Димой сначала выгнали, а потом местные подсказали, что нужно найти менеджера, и он поможет нам выступать. И действительно, он помог организовать наши концерты и даже попросил выступить на День Студента, мы согласились, а после концерта поехали путешествовать дальше.

Каждый день в мире тысячи уличных музыкантов начинают свое выступление. Мы живем с ними в одном городе, регулярно слышим их музыку, но так мало знаем о них самих.

Полина Щербакова

Фото предоставлено героем