«Сибирская зима дает отличную возможность засесть в студии и не выходить оттуда на этот проклятый мороз» — как живется независимым музыкантам в регионах?
«Хочешь стать известным — поезжай в Москву» — наверняка подобную фразу слышали многие музыканты из регионов, пытающиеся добиться успеха. Практически все звукозаписывающие компании, способные облегчить восхождение малоизвестных исполнителей к славе, находятся именно в столице. Здесь же живет большая часть продюсеров, которые берут на себя все необходимые организационные расходы. Кастинги, репетиции, выступления в телепроектах на федеральных каналах и долгожданный контракт — такой путь проделали десятки популярных артистов, от групп «Корни» и «Фабрика» до Иеромонаха Фотия и певицы Сюзанны. Но можно ли сегодня назвать данный сценарий единственным для музыканта, который желает, чтобы его музыку услышало как можно большее количество людей?
С проникновением интернета в нашу жизнь, все чаще стали появляться наглядные примеры иного подхода к популяризации артистов. Восемнадцатилетний Арсений Лисейчев из Самары, он же МС Сенечка, с подросткового возраста сочиняет музыку. В апреле этого года Арсений опубликовал свой первый альбом в социальной сети ВКонтакте. Всего за неделю его прослушали сто тысяч пользователей, и Арсению предложили дистрибуцию через лейбл «Sony Music Entertainment Russia». Среди других исполнителей, у которых есть контракт с этим лейблом, числятся такие именитые артисты, как Сергей Лазарев и Светлана Лобода.
Выступление МС Сенечки на фестивале «SBRC Mutant Summer Fest», Санкт-Петербург, 2018 год
Недавний пример МС Сенечки показателен. Сегодня, для того чтобы добиться успеха и найти слушателей, не обязательно пробиваться на телеэкраны или искать продюсеров. Более того, для этого не нужно даже переезжать из родного города. Новосибирская пост-панк группа «Ploho» — наглядное тому подтверждение. Музыканты не подписаны ни на один из крупных лейблов, но на их концерты собираются полные залы, а о последних альбомах пишут крупные интернет-издания. [https://daily.afisha.ru/music/11956-freshmeny-aprelya-i-maya-ms-senechka-ploho-alon-i-kosmonavtov-net/]
Группа Ploho, слева направо: Виктор Ужаков (солист), Игорь Старшинов (клавишные), Андрей Сморгонский (бас-гитара)
На дебютном альбоме Ploho «Новостройки» особенно часто затрагивается тема города. В одноименном треке с релиза, бетонные дома – одни из главных героев повествования. Они ежедневно видят множество различных сюжетов, но продолжают равнодушно стоять на местах. Солист Ploho, Виктор Ужаков, говорит, что Новосибирск, да и вообще, образ города, неспроста является одной из основных тем в песнях группы.
— Любая среда, в которой ты находишься, влияет на тебя, влияет на твоё творчество. Сибирская зима даёт отличную возможность засесть в студии и не выходить оттуда на этот проклятый мороз. Это, пожалуй, наиболее значимое влияние географии города на наши песни. Новосибирск удивительно депрессивен, но это всегда побуждает к какой-то особенной рефлексии, что впоследствии выражается в песнях. Те же «Новостройки» родились спонтанно, во время прогулки и стали началом для творчества группы.
Выступление группы Ploho, Москва, 2015 год
Тем не менее, большой ошибкой было бы заявление о том, что у музыкантов в регионах не возникает никаких трудностей. Одной из главных проблем новосибирской музыкальной среды можно назвать отсутствие заинтересованности владельцев клубов и местной власти к проведению концертов и музыкальных фестивалей. С 2014 года в городе ежегодно проходил фестиваль независимой сибирской музыки и культуры «PUSTOTA». В 2016 году на мероприятии, помимо группы Ploho, должны были выступить коллективы «Макулатура» (Санкт-Петербург), «Буерак» (Новосибирск) и «Звезды» (Томск). В этом же году на фестиваль с обыском приехали сотрудники ОМОНа. После этого события мероприятие больше не проводилось.
— Я был одним из организаторов того фестиваля. Для Новосибирска движ был очень значительный, молодежь была рада, что появилось нечто подобное, с каждым годом увеличивалось количество людей. Какая была реакция города на это? Площадки не хотели сотрудничать, лофты заламывали цены и плевались желчью, различные магазины, бары, тату-студии и прочие не хотели сотрудничать даже на минимальном инфопартнерстве. А большой фестиваль для регионального города — это общее и сплоченное дело.
Выступление группы Ploho на фестивале «PUSTOTA vol.3», 2016 год
Ploho выступают с концертами по всей России, но работают над новым материалом исключительно в Новосибирске. Несмотря на ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться в регионах, именно здесь можно увидеть настоящее лицо страны, со всеми его достоинствами и недостатками, а после, трансформировать увиденное в песню. Данная мысль отчетливо прослеживается в последнем альбоме группы – «Пыль», вышедшем в апреле этого года.
— Честно говоря, нас не особо тревожит поиск продюсера, так как мы справляемся с организацией концертов самостоятельно. Недавно провели тур с презентацией альбома. «Пыль» — это практически любой город России. Жители 90% городов могут узнать себя или свой район в этих песнях, потому что все везде одно и то же, та же грязь, та же запущенность, те же лживые чиновники, лица которых уже не помещаются в экраны телевизоров. Все везде одно и то же плюс-минус, всё это пыль. Мы могли бы записывать песни в Москве, но так получается, что Москва сегодня имеет минимум общего со страной, столицей которой она является. Хорошо это или плохо, каждый решает сам.
И пускай новые сезоны передач, где артисты ищут продюсеров, продолжают появляться на телеэкранах, а музыкальные лейблы не намереваются переезжать куда-либо из столицы. Сегодня все большее количество музыкантов записывают песни, не переезжая из родных городов. Благодаря интернету, их творчество мгновенно можно услышать в любой точке мира. Главное – чтобы трудности, с которыми все еще можно столкнуться на региональной музыкальной сцене в России, пагубно не отражались на главном – желании музыкантов творить.
Илья Губин
Фотографии предоставлены героями