Сэконд-хэнды и разумное потребление: как новое поколение меняет мир
О необходимости разумного потребления говорят давно и много: проблема исчерпаемых ресурсов и переработки токсичных отходов стоит так остро, что все уже вроде как поняли – на кону судьба целой планеты. Нашей планеты.
Вслед за эко-организациями и активистами подтягиваются и компании-производители одежды – в основном элитные бренды, чей дорогостоящий продукт создается в небольшом количестве и покупается узким кругом людей и, как следствие, несет для природы гораздо меньше трудностей, чем марки, рассчитанные на широкий рынок. Впрочем, после ряда скандалов, связанных с условиями труда на фабриках, масс-маркет тоже начинает менять стратегию: одна за другой появляются «осознанные» линейки одежды значительно выше обычной стоимости – компании рассчитывают, что вещи дороже и лучше качеством будут покупать разумно, и они окажутся на помойке позже, чем их дешевые «собратья».
Несмотря на усилия брендовых гигантов, всё больший объём в миреприобретает рынок сэконд-хэнда (или ритэйла), и, хотя в настоящий момент он ещё уступает масс-маркету по размерам, многие аналитики, в том числе GlobalData, считают, что уже через 10 лет рынок перепродаж обгонит крупные масс-маркет-бренды почти на 20 миллиардов.
Одновременно с этим последние западные исследования показывают изменения в мотивации потребителей сэконд-хэнда: стремление к экономии уступает, согласно опросам, нематериальным ценностям, таким как этичное потребление, забота об экологии, ностальгия и даже потребность в социальных контактах с другими любителями сэкондов. Поэтому многие сэконд-хэнды, особенно локальные, становятся своеобразными пространствами для общения единомышленников.
Новосибирский сэконд-хэнд «Давно хотел» – селективный, то есть из всего количества вещей ребята уже отобрали, по их словам, самое лучшее – вещи, которые актуальны всегда – простые силуэты, качественные материалы. Но главное для них всё-таки общение и распространение экологичного образа жизни: в рамках проекта «Давно хотел» регулярно проводят встречи, лекции и мастер-классы, например, о том, как перешить старую вещь самим и подарить ей новую жизнь.
Женя, основательница проекта, считает: «ассоциации сэконд-хэндов с материальным неблагополучием и низком социальным статусом не более, чем установка общества. И если наблюдать, как уже сейчас меняется экологическая повестка, как об осознанном потреблении говорят все больше людей – за винтажем и переиспользованием вещей будущее. Это связано не только с состоянием планеты, но и благоприятно сказывается на нашем ментальном здоровье».
Всё чаще встречается понятие «разумное потребление» (modestconsumption), как стиль жизни людей, которые исповедуют «минимализм» и куда больше заботятся о личностном росте и собственном комфорте, а не социальном статусе. «Это не про следование чьему-то мнению, а скорее про то, чтобы услышать самого себя и понять: а в чем тебе комфортно, удобно, красиво это только для тебя или тебе на самом деле нравится другая одежда? Нужно, чтобы каждый не боялся самовыражаться и собирать свой образ самому, разбавлять базовые вещи своей уникальностью, чтобы за вещами был виден человек» – говорит Женя.
При таком подходе теряется какой-либо смысл бирок на одежде: цена, бренд, размер или принадлежность гендеру – всё это не имеет значения, да и сами организаторы не гонятся за прибылью. «Главная задача в нашей работе – разбить в пух и прах застоявшиеся суждения: модно, не модно, женское, мужское, не мой размер, что скажут другие. Мы заявляем только одно: нравится – носи!»
Впрочем, стремление к экономии тоже значимо; при этом те, кто покупает одежду в сэконд-хэндах, вовсе необязательно бедны: просто не считают это разумным. «Как сэкономить в принципе на любой вещи? Купить нормальную. Понятно, что если ты берёшь пальто за три копейки, новое, оно очень быстро развалится. А если ты берешь нормальное пальто – брендовое дольше носится, и оно может прослужить тебе и 2, 3, 4, 5 лет. Ещё лучше, если ты купишь его в каком-нибудь локальном «зелёном» сэконде, деньги из которого идут на поддержку природы» — говорит Юля, студентка педагогического. «При этом многие локальные сэконды ведут «охоту» на вещи: откапывают из других сэкондов, из других городов, и цены на них, как правило, даже дешевле, чем в фирменных – но ты можешь получить уникальную вещь».
На Западе сэконд-хэнды имеют богатую историю, так, первый сэконд-хэнд появился в Англии в 1943 году – благотворительную ярмарку организовали в поддержку французскому сопротивлению нацистам, и за последние сорок лет получили огромное распространение: с тех пор, как использование вещей, которые до этого уже носил кто-то другой, перестало считаться чем-то постыдным, сэконд-хэнды в большей степени ассоциируется со стилем и уважением к природе.
В России идеи ответственного потребления приживаются медленно, шопинг россиян куда больше похож на «импульсивное переедание» –взять побольше, лишь бы было, когда-нибудь да пригодится. Причины отечественного «невроза» в магазинах – резкий переход от нищеты и дефицита 90-х к профициту и в целом нестабильная экономическая ситуация, беспомощность перед которой ощущается очень болезненно – неспособные повлиять на неё люди просто не могут спокойно планировать свои расходы. Вместе с этим, профициту не удалось уйти далеко – покупательная способность застряла в пределах удовлетворения базовых потребностей в некрупных вещах, например, одежде, которая так и осталась едва ли не единственным маркером материального благополучия и социального статуса.
В этих неблагоприятных исторических условиях сложилась и культура потребления – товарные ниши масс-маркета по своей доступности очень близки к тем же сэконд-хэндам, при этом выигрывают от психологической удовлетворенности покупателя новой вещью, даже если никакой реальной пользы один факт новизны не приносит.
Но главная неприятность экономической нестабильности, увы, в другом. Испытывая трудности в прогнозировании ситуации и в планировании будущего, мы слишком часто смотрим на других людей и оцениваем их поведение, чтобы самим ни в коем случае не ошибиться, не остаться в проигрыше. Очень заметно это в проблеме уличного мусора – глядя на его количество, люди хорошо понимают, что эффект от их аккуратного обращения с собственными отходами будет незаметен, и отказываются тратить свои силы. В итоге же проблема совсем не в том, что понимающих людей мало или они не могут организоваться, а в том, что поведение окружающих людей, каким бы оно ни было, вообщеспособно повлиять на наше собственное. Мы перекладываем с себя ответственность за наши действия на обезличенное большинство – и в конечном счете эту ответственность не несет никто.
К счастью, времена меняются и с ними меняемся мы сами. Новое поколение очень активно впитывает новые ценности и не просто живет в соответствии с ними, а меняет окружающую действительность так, чтобы она соответствовала нашим представлениям о мире и нашей роли в нём.
Ирина Бартель
Фото автора и из лукбука «Давно хотел»