«Старая мельница» — история длиною в тридцать лет продолжается

На цикле фильмов «Физика для малышей», «Геометрия для малышей», «Астрономия для малышей» росло ни одно поколение самих малышей. Серии, автор которых Леонид Леонидович Сикорук, делались для детей, соответственно и играть в них должны были они. Азы профессии ребята познавали в процессе съемок. У них не было лекций, учебников и послушного сидения за партами. Они сразу погружались в мир киноискусства и актёрского мастерства. На это уходил год. Тогда Леонид Леонидович решил, что нужно набирать детей заранее и учить этому делу.

И вот, почти тридцать лет задумка Сикорука воплощается в жизнь — на первом этаже дома по адресу: ул. Орджоникидзе, 37 более двухсот детей сами создают настоящие телевизионные программы.

— 1 апреля 1990 года Леонид Леонидович зарегистрировал творческое объединение. В 1994 году открылась областная школа-студия детской кинематографии. Тогда арендовали помещение у Западно-Сибирской киностудии. А затем уже, в конце века, студия переехала в собственное помещение и стала называться Детская телекомпания «Старая Мельница», — рассказывает редактор студии Дмитрий Радкевич.

На входе до сих пор висит табличка с этими словами. На двери несколько разноцветных листов: «просьба иметь сменную обувь», «закрывайте за собой дверь». Если второго правила придерживаются, то первое любят нарушать. Передо мной две девочки быстро проходят через холл в уличной обуви и спешат на занятие. До холла доносятся звуки музыки — урок уже идёт. Это за одной из закрытых дверей дети занимаются вокалом. Помимо оттачивания навыков на конкурсах и концертах, юные певцы снимаются в телепрограммах на студии.

Иду дальше и заглядываю в следующую дверь. Тут оживают рисованные персонажи и воплощаются на бумаге детские фантазии — объединения мультипликации и анимации.На занятиях применяют нераспространенную технику создания мультфильма — рисованную. Так как это трудоемкий процесс, необходимо, чтобы дети уже имели навыки рисования. Нет возможности за один объем времени и научить рисовать, и мультик создавать.

«Если первое условие, чтобы стать мультипликатором, это навык рисования, то второе — усидчивость. Быстрый результат в этом деле не получить, — раскрывает секреты Наталья Раковская, исполняющая обязанности директора студии, ранее педагог мультипликации, — в конце первого года обучения разрабатываются сценарии, а со второго уже создаются анимационные произведения.Прорисовывают по кадрам на кальках не только мультик, но и движения героев. Работа над фильмом длится примерно год».

С анимацией связана история появления телекомпании. «Старая мельница» — мультфильм Уолта Диснея, с которого все и началось. Леонид Леонидович увидел его, когда был ещё ребёнком. Картина с изумительной музыкой, умиротворенной жизнью, ценностью дружбы и любви и всемогущей и разрушительной силой природы. Впечатления из детства спустя время запечатлелись в названии студии.

— Лет десять назад я достал диснеевский мультик и пригласил Сикорука. Поставил экранчик, взял телекамеру. Говорю, Леонид Леонидович, сейчас кое-что покажу. Камера работает, а я включаю «Старую мельницу», — вспоминает редактор Дмитрий Радкевич, — потом сделали полиэкран, с одной стороны мультфильм показан, а с другой — Сикорук. И все эмоции сняты, когда он не знает, что дальше будет и когда неожиданно видит те самые кадры.

В конце коридора находится зал для выступлений, а за ним съемочные студии. Здесь получают навыки основных кинематографических профессий: режиссёр, актёр, оператор. Из-за угла выходит парень с камерой и со штативом. Настраивает технику, выставляет свет. Даже и не подумаешь, что он только учится этому.

— Мы создаем отдельный проект в рамках киноклуба «Мир необычного». Я позволил себе такую вольность: с детьми говорю на сложные темы, но стараюсь это делать как можно проще, — говорит руководитель киноклуба Алексей Петров, — темы близки к фантастике, философии и даже эзотерике. Еще я как режиссер сотрудничаю с разными мастерскими, но в основном с мастерской журналистики. Скоро будем реализовывать проект «Литературная ярмарка». Дети сами пишут сценарии, а я воплощаю это как режиссер, оператор.

Сейчас цель — выход в эфир. Сделают несколько передач и отдадут на 49 канал.

— Мы снимаем зарисовку про французского фотографа, великого мастера репортажной фотографии Анри Картье-Брессона, — продолжает Алексей. — Это будет документальная зарисовка с элементами фэнтези, как будто фотограф вспоминает свою жизнь и мгновения, которые он поймал на свой фотоаппарат.

Основная задача объединения — делать телевизионные передачи.Алексей признается: чтобы сделать одну, нужно потратить уйму сил. Основные навыки ребята получают сразу на практических занятиях, теоретические бывают редко.

В коридоре витает аромат цветочного чая, слышен смех. Это ребята из объединения журналистики и литературного творчества устроили перерыв. Говорят, что с дружескойатмосферой и сладким думаюти пишут лучше. На занятиях развивают навыки письма, проводят пресс-конференции [прим. последняя встреча — с писателем Геннадием Прашкевичем], учатся брать интервью и выстраивать общение. Сейчас они пишут сценарий и работают над новым проектом. Как только все сделают, пойдут снимать. Но времени остается мало: десять минут назад их уже записали на следующую съемку.

Дело Леонида Леонидовича Сикорука продолжается. Каждый год двенадцать объединений и тринадцать педагогов принимают новых и новых ребят, с горящими глазами и с желанием творить. Тех, кто в юном возрасте готов создавать взрослые проекты.

Ольга Плешко

Фото автора