Жизнь после театрального

Мы ходим в «Старый дом» на современные постановки по студенческой скидке, обсуждаем очередной фильм с Александром Петровым, восхищаемся игрой Эмилии Кларк в «Игре престолов», а в это время тысячи других людей мечтают, чтобы также интересовались их работой. В большинстве своем эти люди – выпускники театральных вузов. Мне удалось заглянуть за кулисы их судеб и узнать, куда ведет сценарий.

Данил всегда знал, что он актер. Мы познакомились в 2011 г, когда ездили со школьной театральной студией на конкурс в Москву. Мне казалось, что это самый харизматичный человек, которого я знаю. Он тогда был в 9 классе. В 2017 году Данил выпустился из Новосибирского государственного театрального института, а сейчас живет и работает в Москве.

— Когда ты выпускаешься, в любом театральном вузе, в Москве, в Новосибирске, и так далее, есть такой фактор: у вас идет дипломная неделя спектаклей. На тебя смотрят, отсмотривают спектакли и уже потом подходят режиссеры и говорят: «Мы хотим вас позвать в наш театр», тебя зовут, зовут, зовут. В принципе, уже к выпускному все понимают, кто где будет работать. Я, допустим, отказавшись от Томска, Барнаула, Новокузнецка и Прокопьевска, поехал в Москву, вообще не зная, что я буду делать. Мы с другом в конце 4 курса понимали, что мы хотим играть в кино, которое в Новосибирске не снимают, и решили, что надо ехать. Мы приехали и вообще не знали, что нам делать. У нас есть цель – попасть в кино, попробовать. У нас были знакомые с ГИТИСа, они дали какие-то сайты. Начали кастинги искать, на кастингах начали с людьми знакомиться. И вот так потихоньку начали понимать, что делать. Но ты не знаешь, что тебя ждет. Потом поняли, что надо найти агента, потому что в кино или сериалы хорошие ты так не попадешь — кастинги на них в закрытом доступе.

Несмотря на то, что этот Данила еще не стал оплотом российского кинематографа, он не теряет настрой. Отшучивается, что работает за еду в «коротких метрах» (на человеческом языке – в короткометражках). Говорит, что, возможно, остался бы в Новосибирске подольше, если бы позвали в «Красный факел». Но, как мы видим, столица оказалась ближе. «Тяжела и неказиста жизнь народного артиста», — с выразительной мимикой повторяет Данил любимую фразу всех творческих людей. Но главное — он ни о чем не жалеет

Луиза тоже не жалеет, что поступила в НГТИ. Когда-то хотела подавать на журналистику в НГУ, но сердце привело ее к сцене. Нас с ней свела все та же театральная студия, но только в Сочи в 2012 г. Сейчас она заканчивает 4 курс и стоит перед выбором.

— Пока были на 3 курсе, как-то думали, что будем делать, что будет происходить.  Было не страшно и казалось, что в любом случае куда-то возьмут. А сейчас такое уже напряжение. Вот я сегодня начала набрасывать резюме. Буду говорить честно – я бы хотела попасть в «Красный факел», потому что он мне и по стилю очень близок, и вообще все, что там происходит, мне очень нравится. Современность, смелость – это все мое. Но туда очень тяжело попасть, поэтому есть большие опасения, что, возможно, не получится. Пока что я не собираюсь уезжать из Новосибирска, потому что, как показывает практика, лучше побольше набраться опыта здесь, где уже есть какие-то знакомые, где тебя более-менее знают в театральных рядах. И с этими ролями можно будет куда-то ехать дальше, но мне бы хотелось через года два, наверное, уехать.

Пока выпускники рвутся к софитам большого города, их мастер Александр Зубов с высоты своего опыта рассуждает так: актер к географии не привязан, ведь мы смотрим, не на сцену в каком-то городе, а на конкретного живого человека. Несколько лет назад его приятно впечатлил Минусинский музыкальный театр. Также Александр Евгеньевич отметил хорошую игру труппы Рубцовска. Меня это задело, в хорошем смысле, ведь Рубцовск — мой родной город. На «Последнюю жертву» Островского мы с подругой ходили именно в наш «домашний» драмтеатр. В Новосибирске, конечно, театров гораздо больше, и труппы там работают очень разные, но проблемы с трудоустройством все еще актуальны.

— Многим ребятам хочется остаться в Новосибирске: кто-то местный, кто-то к городу привык, полюбил его, а мест в театрах не так много. И это вечная проблема. Вот у меня есть три героини, и я вижу студентку-выпускницу – она тоже героиня, но у меня есть эти три, если я главный режиссер, художественный руководитель. Да, хорошая девочка, все хорошо, но, во-первых, эти у меня уже в репертуаре работают и работают хорошо. Во-вторых, она еще не имеет опыта. Поэтому иногда вздохнет работодатель и не возьмет того или иного выпускника. Бывает и другая ситуация. Сейчас выпускается у меня 4 курс, он небольшой. И так сложилось, что у них уже есть несколько предложений. И вот директор театра из другого города очень хочет взять этих ребят, она их видела. А ребята как-то не спешат откликаться, и ситуация складывается не очень хорошая: мол, мы вас зовем, замечательные условия, там, кстати, есть и жилье. Но как-то выпускники предпочитают помолчать. Может быть, еще что-то интереснее будет, может, из того, что есть, повыбирают. Иногда это переходит в чисто эмоциональную ситуацию – руководство театров обижается на институт: «Мы позвали, а они не поехали. Ну, и не надо». Это всегда очень человеческий и очень субъективный фактор.

Как ни странно, никто не рассказал мне про людей, которые ушли в торговлю, фитнесс-индустрию или копирайтинг. Про тех, кто не прижился. Данил упомянул про одногруппника, который сейчас работает аниматором, но ведь это все равно где-то рядом с актерским мастерством. Те, кто чувствует, что это не их ремесло, уходят сразу же, потому что жить в театральной среде без огромной к ней любви и страсти невозможно. И пока Александр Евгеньевич продолжает учить студентов «актерству», пока Луиза собирает портфолио для «Факела», пока Данил ждет звонка от агента с местом и временем следующего кастинга, где-то сидит абитуриент НГТИ и представляет, как красиво все вокруг будут называть его актером после получения «корочек». Как же много ему предстоит узнать.

Полина Шляпужникова