Дом мастеров. Как в Ояшинском интернате появились «лечебные» мастерские
Мастерские в Ояшинском детском доме-интернате для умственно отсталых детей называют «лечебными». «У нас все процессы подобраны так, чтобы у ребят развивались моторика, двигательный аппарат, — поясняет Любовь Николаевна Присмакина, проработавшая на посту директора дома-интерната 21 год. — Мелкая работа пальчиками связана с отделами спинного мозга. А для наших воспитанников развитие ручек, усидчивости — самое главное».
«Вы понимаете, что все наши дети инвалиды?» — предупреждает меня в телефонную трубку Любовь Николаевна Присмакина, заведующая отделением социальной реабилитации «Ояшинского детского дома-интерната для умственно отсталых детей». Я держу эту мысль в голове. Дальше Любовь Николаевна говорит, что их выпускники получают профессию, заводят семьи, живут самостоятельно без постоянного присмотра взрослых. Я возвращаюсь к той мысли, что мы говорим о людях с разной тяжестью инвалидности, которые практически с рождения живут в доме-интернате. То есть здесь, в нескольких часах езды от Новосибирска, пожизненно больные и оставленные родителями дети получают шанс на нормальную жизнь? И как — через разнообразные занятия в кружках, спортивных секциях и трудовых мастерских. За свою историю Ояшинский детский дом-интернат, как образцовое учреждение, выпустил несколько десятков социально адаптированных молодых инвалидов и ежегодно их количество пополняется.
В Ояше работают три мастерские: «столярная», «швейная» и мастерская «Рабочий по ремонту обуви». На занятиях ребята не только учатся обслуживать себя, но и получают необходимые предпрофессиональные навыки. А значит, билет в самостоятельную взрослую жизнь после выпуска из детского дома.
— Когда я пришла работать в интернат в 1998 году, для 250 воспитанников был один класс на шесть мест и один преподаватель ЛФК, — вспоминает Любовь Николаевна — Наши дети считались необучаемыми. Нам звонили со словами «это дурдом?» — я говорю: «Это у вас, видимо, дурдом, а у нас интернат». Мы всегда старались доказать, что дети с умственной отсталостью могут жить самостоятельно. Наши выпускники учатся, получают профессию, работают, рожают здоровых детей. У них у всех самое большое желание — стать как все.
Ежегодно интернат выпускает 5-7 процентов социально адаптированных и готовых к самостоятельной жизни воспитанников. С 2015 года 40 выпускников стали работать и построили семьи. Сейчас 15 выпускников работают при интернате, 6 человек учатся в училищах Новосибирска и получают специальность.
— Я понимаю, что они никогда не будут врачами или учителями. Для наших детей есть три специальности: «штукатур-маляр», «сборщик деревянных изделий» и «швея». В мастерских ребята получают основы профессии, самоопределяются.
От лобзика до станка
Шкаф вдоль стены кабинета заставлен деревянными резными поделками. Это мастерили сами воспитанники интерната. Светильники и шкатулки, наверное, ещё были выпилены ручными инструментами. Первая мастерская «Художественное выпиливание лобзиком» открылась в 2011 году. Ребята учились обращаться с инструментом, развивали мелкую моторику, тренировали усидчивость. Чтобы деревянное изделие получилось красивым, приходилось долго корпеть над ним с лобзиком, держа ровно спину — от осанки зависит качество работы.
В конце 2019 года в мастерскую закупили новое оборудование, теперь это настоящая «столярная», где ребята делают потрясающие поделки. Полностью обновить оборудование и мебель помог детский благотворительный фонд «Солнечный город». Фонд провёл совместную благотворительную акцию с универмагом «LUKSÉ». Так в мастерской на смену старым ручным лобзикам пришли верстаки для работы с фанерой и деревом, сверлильный станок, ленточная машина и пила. Теперь эта мастерская не просто по работе с лобзиком, а целый кружок «Художественное выпиливание по дереву».
Полотно для маленького мира
В 2016 году благодаря грантовой благотворительной программе фонда «Дорога вместе» и финансированию Росбанка в Ояше открылась швейная мастерская. Засидевшиеся без дела мастерицы собрались в группы трудового обучения, где стали постигать швейное искусство. В мастерской было две машинки. Девочки учились управляться с материалами, вышивали, вязали простые вещи. Со временем в мастерской организовали постоянные рабочие места для молодых инвалидов, получивших специальность. Сейчас там работают две выпускницы, ещё три учатся в центре профессионального обучения. 24 воспитанницы проходят допрофессиональную подготовку на занятиях в мастерской. В Ояше это первый опыт привлечения инвалидов с умственной отсталостью к профессиональному обучению. Мастерская стала местом, где не только учат штопать, но и дают базовые навыки работы швеи. Ребята развивают мелкую моторику, глазомер, эстетический вкус, аккуратность и бережливость, учатся работать в коллективе.
Ояшинские мастерицы полностью обеспечивают учреждение готовой продукцией, шьют костюмы для танцевального ансамбля, постельное бельё, полотенца, пелёнки, халаты, фартуки, экологичные многоразовые бахилы и другие, нужные в обиходе вещи. Этому бы позавидовала героиня «Сказки о царе Салтане…», которая только мечтала соткать полотно на весь мир, а воспитанницы Ояша обшивают весь интернат и ещё участвуют в выставках и благотворительных акциях. Своё рукоделие мастерицы дарят ветеранам и детям отделения милосердия дома-интерната.
Производство такого масштаба удалось запустить благодаря участию благотворительных фондов. В 2019 году Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации закупил в «швейную» мастерскую новое оборудование: раскроечный стол, манекены, отпариватель, оверлок и швейную машинку. В рамках проекта «LUKSÉ ДОБРО» «Солнечный город» предоставил расходные материалы, швейные машинки, утюг. В мастерских стало уютно, добавились рабочие места.
Обувных дел мастер
Мастерская «Рабочий по ремонту обуви» в интернате открылась недавно, в январе 2019. Проект допрофессиональной подготовки на «швейной» мастерской оправдал себя. По этому примеру при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и министерства труда и социального развития организовали третью мастерскую, где парни готовятся к получению профессии обувщика.
— Мастеров по ремонту обуви у нас в посёлке не так много. Можно сказать, это эксклюзивные кадры, — шутя, говорит Любовь Николаевна. — Наши парни смогут получить специальность и точно заработают себе на хлеб.
На занятиях ребята усваивают азы экономии семейного бюджета и элементарные умения ремонта обуви и ухода за ней, которые пригодятся им в самостоятельной жизни. В планах вовлечь в работу маломобильных воспитанников-колясочников. После курса ребята смогут продолжить обучение по специальности «Обувщик» с последующим трудоустройством в интернате.
Добро уровня «LUKSÉ»
Проект «LUKSÉ ДОБРО» Ольги Гребенюк (директор сети универмагов «LUKSÉ») и совместная работа детского благотворительного фонда «Солнечный город» подарили мастерским второе дыхание: новое оборудование и материалы.
Осенью 2019 года мультибрендовый универмаг Сибири «LUKSÉ» в рамках благотворительного проекта «LUKSÉ ДОБРО» выпустил ограниченную коллекцию футболок, разработанную вместе с Полиной Гагариной. Все средства с продажи и благотворительного аукциона певицы отправились в детский дом-интернат в Ояше. В результате коллаборации удалось собрать 1 млн. 510 тысяч рублей. Когда к благотворительности подключается «социальная ответственность бизнеса», то помощь выходит на другой уровень.
— Наша задача — сделать процесс оказания благотворительной помощи более эффективным. Бизнес умеет выжимать сливки и правильно использовать ресурсы, поэтому у нас получилось договориться с подрядчиками и поставщиками оборудования о скидках, уменьшить сметы. Задача фонда — найти тех, кому нужна помощь, мы взяли на себя миссию собрать средства. Мы оплатили себестоимость товара: расходы на создание футболок, производство и продвижение. — Поясняет Михаил Мазур, маркетолог универмага «LUKSE». — У «Солнечного города» тщательный отбор социально-значимых проектов. Мы выбирали проект, где бы наше участие дало наибольший эффект.
— С Ояшинским домом-интернатом мы работаем давно, с 2008 года. «LUKSÉ» наш партнер, и для проекта «LUKSÉ ДОБРО» мы предложили в качестве благополучателя выбрать Ояш, с чем они согласились. — Поясняет Марина Аксенова, директор Детского благотворительного фонда «Солнечный город». Так фонд стал посредником, связующим звеном, между универмагом, который хотел сделать доброе дело, и интернатом, где нужны были инструменты. — Мы помогли выбрать проект и закупили оборудование на собранные с акции средства. В январе приехали с волонтёрами к ребятам на открытие обновлённых мастерских. Ребята подарили всем гостям деревянные медали, которые сделали сами.
Теперь в Ояше работают три мастерские — настоящее производство, где ребята выпиливают, шьют одежду и ремонтируют обувь, а значит, готовятся к самостоятельной жизни. Через занятия в специально оборудованных мастерских воспитанники интерната преодолевают социальную исключённость. Мастерские в Ояше — целый проект «долгосрочной программы реабилитации, социальной адаптации и профориентации молодых инвалидов». Специалисты и педагоги дома-интерната, привлекая благотворительные фонды, ежедневно трудятся над программами по улучшению жизни своих воспитанников, чтобы за порогом дома, они не потерялись и не спасовали перед трудностями самостоятельной жизни, а смогли работать, строить семьи и быть как все.
Алина Кравченко
Фото предоставлены Ояшинским детским домом-интернатом