«Это ваше достояние, ваше»

Если вы хотите привлечь внимание общественности к какой-то из социальных проблем, то спектакль-променад станет отличным решением. Этой идеей и воспользовался театр «Старый дом» в онлайн премьере спектакля «Домой».

25 мая театр представил историю о новосибирском рок-музыканте Янке Дягилевой под авторством режиссёра Михаила Патласова, драматурга Алины Шклярской, медиахудожника Марины Блиновой и литературного объединения «Студия 312» при участии актрисы Анастасии Пантелеевой.Интересен он тем, что история рассказывается по ходу прогулки до дома Янки.

Для тех, кто, возможно, ничего не знает о Янке.  Янка Дягилева — советская рок-певица, автор-исполнитель, участница панк-рок-групп «Гражданская оборона», «Великие Октябри» и др. Одна из самых ярких представительниц сибирского андеграунда конца 1980-х годов. Известно про неё мало, потому что Янка не любила светиться в СМИ, не занималась раскруткой своей личности: «Те, кому это нужно, и так разберутся, кто я и зачем».

Почему вообще родилась идея создания спектакля? На этот вопрос ответил режиссёр, Михаил Патласов: «Для меня и для России в целом Янка — один из мощных якорей именно Новосибирска и мы столкнулись с тем,  что именно в Новосибирске её меньше всего культивируют. Она же и повлияла на сибирский рок, была одной из участниц этого движения.Идея создания спектакля «Домой» родилась осенью 2019 года на лаборатории Международного фестиваля актуального театра «Хаос».Благодаря тому, что у зрителя есть возможность поучаствовать самому и посмотреть, работает контраст между экраном и внешним миром. Задаешься вопросами «А что происходит сейчас? Что сейчас могло бы резонировать для всей России и сибирского рока?». Конфликт зарождается и лежит в этом – ваше внутреннее состояние и то, что происходит на экране».

А на экране, благодаря специальной платформе с элементами дополненной реальности,строится прогулка от «Старого дома» до дома Янки Дягилевой вместе с актрисой Анастасией Пантелеевой. Вы вместе проходите шумную Большевистскую, читаете стихотворения Янки в надземном переходе, едете до площади Ленина и гуляете по трамвайным путям под её песни, фотографируете свои улыбки по пути к её дому и в конце… А что в конце  — узнаете сами.

Спектакль полностью погружает тебя в атмосферу города и того особенного, вдохновляюще-деструктивного, как и в её песнях, состояния Янки. Звуки шумного города не мешают, а идеально дополняют эффект присутствия и полностью разрушают ощущение, что ты просто находишься в приложении дома. Интересна, к тому же, идея того, что зритель может сам ознакомиться с документами, на которые опирались при создании проекта (у спектакля, кстати, есть своя страница в ВКонтакте). Ну, и кому будет неприятно прогуляться по любимым улочкам, да ещё и не одномув условиях самоизоляции и всемирной пандемии? Стоит упомянуть, что нынешний релиз «Домой» это первая версия проекта, поэтому неудивительно, что есть некоторые технические заминки. Создатели уверяют, что работа над спектаклем будет продолжена с учетом отзывов зрительского и культурного сообщества.

«Домой» интересен не только необычной задумкой, но и социальной подложкой. С 2013 года вокруг дома Янки ведутся споры жителей Новосибирска с мэрией. Сначала было отказано в установке памятной доски, которую в январе 2014 всё-таки установили, затем в 2017 году начата кампания по сохранению дома, с целью сделать в нём музей сибирского панка. А в апреле 2019 года появились сообщения, что дом в Новосибирске, где в детстве жила Янка Дягилева, может быть снесён. Тем не менее, чуть позже, 26 июля 2019 года на НГС появилась новость о том, что застройщик микрорайона, где расположен дом Янки Дягилевой, не намерен его сносить. Более того, он выкупил его и планирует восстановить первоначальный вид. Сегодня дом, в котором жила Янка Дягилева, не включён в реестр объектов культурного наследия, но получил охранный статус как выявленный объект, за исключением установления охранной зоны.

Михаил также ответил, почему, по итогу, кульминация всей истории сводится к спорам вокруг дома Янки: «Это, скорее, из моих каких-то гражданских чувств. Нельзя так просто к этому относиться. Это ваше достояние, ваше. И поэтому для меня это большой вопрос, на который я, в спектакле, для себя ответил.Творчество Янки не беззубое и связано оно с политическими вещами. Возможно, мне как раз не хватает этого в самом спектакле — получилась беззубая история. Но здесь не тот автор, которого мы можем выдать за милого и пушистого. До сих пор непонятно что с ней произошло, а я, к сожалению, пока что располагаю малым количеством материалов. Почему она так и не смогла? Что её убило? Вот так и сидим, пытаемся ответить».

Анна Горбунова