Киберспорт во время чумы

Почти три миллиарда людей — активные пользователи компьютерных игр. Денежный оборот на киберспортивном рынке перевалил за миллиард долларов. А миллион долларов — средний выигрыш на турнире мирового масштаба. Даже призовой фонд студенческого турнира в России “Quazar” составляет 1150000 рублей.

Человек играет по многим причинам: для релакса, чтобы понимать гик-культуру, либо из-за желания получить знания о какой-то теме. Но есть те, кто мечтает стать лучшим в киберспортивной дисциплине. Чтобы получить навыки игрока можно посещать специализированные образовательные учреждения, а можно проходить путь самостоятельно. Учитывая, что эпидемия коронавируса COVID-19 вынудила все человечество самоизолироваться, можно заменить реальные школы киберспорта их онлайн аналогами.

Онлайн-школа по Dota 2 Чтобы стать киберспортсменом, нужно с чего-то начать. Как считает Юрий Малышев — создатель и генеральный директор школы по Dota 2 и основатель маркетингового агентства U-marketing — на пути в профессиональный киберспорт нужно провести системную работу.

Деятельность по обучению человека в игре жанра MOBA с соревновательной основой предполагает развитие софт-скилов личности, улучшение макро и микро уровней игры и получение базовых знаний по психологии.

Например, в U Dota 2 за двенадцать уроков в потоке, который длится три месяца, ученик при помощи RPG-геймификации обучения будет отслеживать успехи после выполнения домашних заданий. Получая знания об игре, обучающийся должен проверить все на практике. Умение применять теоретические знания по игровой дисциплины, если обобщить, и называется макро игрой.

К слову, хоть Dota 2 как игра может завлечь новичка продуманным лором из более ста персонажей, наличием уникальных способностей для каждого героя и системой поднятия интереса к игре, но интеллектуальный порог вхождения высок и нужно отыграть не одну сотню часов. К сведению, лучшие игроки мира отыграли больше десяти тысяч часов (примерно 416 дней). Для минимального понимания лейнинга, то есть расстановки героев по линиям, и для заучивания больше восьмисот способностей и эффектов от их использования, нужно потратить много времени. Кроме того, нужно учитывать как один герой сочетается с другим, а аватаров игроков на карте пять, что серьезно усложняет игру.

В U Dota 2 ученики получают рабочие тетради, чтобы более осознанно понимать внутриигровые процессы, например, момент критической массы для Lycana — человека-оборотня, который вызывает невидимых волков и обращается в огромного вервольфа.

Из интересных особенностей школы, Юрий Малышев, имея психологическое образование, объясняет, как начать мыслить в категории “поражение — путь к победе”, рассказывает про особенности тимбилдинга. Например, если в начале игры сказать, мол “давайте порвем их”, то играть станет немного проще. Преподаватель-основатель акцентирует внимание и на принятии особенностей СНГ-комьюнити и игрового сообщества в целом, ведь нужно сохранять концентрацию. В условиях игры десяти живых людей нередко случается, что токсичное поведение сокомандца создает перевес сил в пользу противника.

Для измерения общего уровня развития в конце курса проводится общий турнир Udota online school tournament | Season 1 | Tournament 1 с призовым фондом 100000 рублей. Есть периодические замеры прогресса. Каждую неделю выбирают лучшего по количеству выигранных рейтинговых игр в одиночку.

“Как вернусь с армии, стану лучше”
Игорь Наполков — один из учеников онлайн-школы — будучи 22-х летним стримером на Twich под псевдонимом Tr.ace, решил достичь успехов в Dota. Программа-минимум: получить ранг Immortal (5.8к ММР, больше 70% игроков)и расширить аудиторию канала на стриминговой платформе до пару тысяч зрителей.

До того, как уходить в армию, он решил, что по возвращении будет цепляться за каждую возможность, чтобы стать лучше. К примеру, учиться у профессионалов: DK Phobos, Daxak, ILTW, FNG и других. Игорь осознал, что пройти этот путь самостоятельно сложно. Дополнительно давит и то, что ты играешь, тратя время. Поэтому легче учиться у опытных — это эффективнее, быстрее и надежнее.

По поступлении в онлайн учебное заведение стример подписал кодекс, в котором есть десять пунктов . Подписывая его, ты обязуешься выполнять все пункты, либо за первое и последующее нарушение кодекса предусмотрены следующие меры:

  1. Предупреждение.
  2. Блокировка доступа к платформе на неделю.
  3. Блокировка доступа к платформе на неделю + Дисквалификация из таблицы лидеров.
  4. Блокировка доступа к платформе на неделю + Дисквалификация с финального турнира.

Успехи, как утверждает Игорь, есть. Вернувшись из армии, он по понятным причинам просел по уровню игру, из-за чего потерял более тысячи ММРа. После покупки обучения ему предоставили библиотеку знаний, благодаря которой он вернул потерянные единицы рейтинга. В первую неделю он поднял с 3770 до 4170, за что и выиграл аркану — игровой предмет, меняющий внешний вид аватара и дающий визуальные эффекты при действии.Спустя пару недель он, играя на позиции саппорта, иначе говоря, помощника, поднял с 4150 апнул до 4670 ММР и выиграл вторую аркану.

Помимо личной заинтересованности в поднятии ПТСов (русскоязычный аналог ММР, прим. ред), — считает Игорь, — система в школе мотивирует людей призами, публичным признанием заслуг в таблице лидеров и конкурентной средой единомышленников.

Коллектив U Dota рассказал, что они стараются не только подтянуть уровень игроков непосредственно игры в доту, но и работают в сторону командной составляющей: “Это [командная игра] в нашем регионе явно хромает ввиду менталитета, поэтому в нашей программе посвящено аж два урока психологии. В дальнейшем планируем запустить программу «Road to Киберспорт», в рамках которой у нас весьма амбициозные планы: вплоть до спонсирования и выращивания команд!”

Альберт Вальгер