Конфликт физиков и лириков — это идеологема
Советский Академгородок был оплотом свободы для молодых ученых. Сюда приезжали строить будущее в науке со всех уголков страны. Будет ошибкой думать, что все время светлые умы проводили в лабораториях — «понятие культурного досуга на повестку было поставлено серьезно». Так появился знаменитый дискуссионный клуб «Под интегралом». Он открыл дорогу неформальному, «внерабочему» творчеству сотрудников научных институтов. Вслед за ним стали появляться другие объединения: писателей, художников, спортсменов — в которых превращались ученые, переступая порог лаборатории в своем НИИ. В 1961 году в Новосибирском университете издали первый литературный альманах, а в Институте геологии образовалась поэтическая группа научных сотрудников и студентов-геологов. Так зарождалась литературная жизнь новосибирского Академгородка: физикам, математикам, геохимикам через дефис к должностям подставляли новые звания: поэт, прозаик, бард. Ученые, инженеры, журналисты, профессиональные литераторы собирались вместе, чтобы участвовать в работе «для души».
Сейчас,по данным управления общественных связей мэрии Новосибирска, в городе работают более ста зарегистрированных некоммерческих клубов творчества, досуга и общения. Во многих библиотеках и библиотечных объединениях есть свои творческие клубы: им либо предоставляют отдельные помещения, либо приглашают вести сессии в нерабочее время. Есть и клуб любителей творчества Толкина, и хранителей наследия Высоцкого, и просто общество поэтов-любителей. На сайте Литературная карта Новосибирской области есть интерактивный список клубов, распределенных по районам. В Академгородке таких объединений несколько, и почти все они собирают тех людей, кому культура творческой дискуссии знакома с молодых лет. Один из них — литературный клуб «Пробуждение». Клуб достаточно молодой, работает шесть лет, два из которых его возглавляет Валентин Иванов — доктор физико-математических наук и член союза писателей России.
«Научить человека воспринимать красоту и гармонию — это и есть моя задача»
Валентин Яковлевич окончил мореходное училище на Сахалине. Там, после первого рейса, он начал писать «серьезные» стихи в противовес школьным шуточным. Затем оказался в Новосибирске, поступил на физический факультет НГУ, работал в ИЯФе, ВЦ, институте математики, стал доктором наук. Все это время он писал стихи и прозу — «тренировался каждый день». В 90-х уехал работать в Америку: «Я 13 с половиной лет жил за границей, в Соединенных Штатах. Там посещал литературные клубы, самые разные русскоязычные клубы. В основном поэтов и бардов. Поэтому, когда я вернулся сюда, я первым делом нашел клуб на улице Полевая. Собственно говоря, новую литературную жизнь начал в этом клубе. Но параллельно интересовался и другими литературными объединениями»(рассказывает Валентин Яковлевич?).
Позже Валентин Иванов познакомился с деятельностью литературного клуба «Пробуждение», стал ходить на встречи как участник и помощник. Клуб активно выступал на крупных городских сессиях, издал первые сборники, переехал из ДК «Звезда» в библиотеку имени М. Шолохова: «Клуб создала Наталья Вениаминовна Герасимова. Но два года назад она ушла, и меня попросили возглавить этот клуб. Таким образом я стал руководителем». Когда Владимир Яковлевич возглавил клуб, он предложил участникам новый формат встреч: соединить разговоры о литературе и чтение стихов с изучением теории поэзии. Так у «Пробуждения» появилась особенность — курс «Основы стихосложения»: «Кроме теоретических лекций я задаю участникам нашего клуба задания по каждому «уроку», и они очень старательно их выполняют, — делится Валентин Яковлевич. — Сочиняют сонеты, газели, баллады, пушкинскую строфу, японские формы — хокку и танка. Помимо этого мы выступаем с готовыми формами, делаем разборы стихов, в которых есть, что улучшать».
Параллельно с ведением клуба Валентин Яковлевич пишет и выпускает книги — «накопившийся материал из жизни». Недавно вышла книга «Охота к перемене мест». — «бодрые мемуары» о работе в Академгородке, Стенфорде и возвращении домой. Часто Валентин Яковлевич пишет маленькие стихи у себя в Facebook, например, про Трампа и карантин: «На многие события в жизни я откликаюсь стихами, даже в качестве упражнения». Он уверен, что основам стихосложения можно научить. Это вряд ли гарантирует поэтический успех, но может помочь узнать что-то новое и чему-то новому научиться. «Дело в том, что одни люди имеют музыкальный слух, другие — не имеют. Точно так же люди могут обладать чувством слухового ритма, что очень важно в стихосложении, а некоторые этим чувством не обладают — им нужно этому учиться.Научить человека воспринимать красоту и гармонию — это и есть моя задача», — говорит Валентин Яковлевич.
«Японская поэзия — это удивительно»
В марте 2020 года вышел третий поэтический сборник клуба — «Созвездие Эвтерпы». Его открывают стихи Нины Викторовны Вершининой, она одна из самых старших членов клуба. Нина Вершинина — физик, работала в Институте полупроводников СО РАН. Она была на концерте Галича в 68-ом и пишет стихи очень давно. После выхода на пенсию, она старается не сидеть дома: раньше часто ходила на встречи в институт, на концерты и спектакли в Дом ученых. В клубе вечерних кинопросмотров Нина Викторовна узнала о работе литературного клуба «Пробуждение», где анонсировали курс по сочинению стихов. «Мне отрекомендовали Валентина Яковлевича как талантливого, знающего человека. А мне было интересно получить знания о том, чем я долго занимаюсь. Одно дело, когда я пишу просто для себя, другое — когда делюсь этим, и мне отвечают, могут подсказать и вдохновить». Нина Викторовна — прилежная ученица, говорит, не была готова к заседанию только один раз: на сонет понадобилось много времени. «Увлечение каким-то делом помогает взглянуть на мир другими глазами» — с этим подходом она «решила побаловаться»: написала «Конфетную драму», героями которой стали забавные названия конфет — «Кочегар Петя», «Слезы мужчины», «Укус женщины». Маркетологи шоколадной фабрики оценили, поблагодарили и прислали в подарок огромную коробку конфет.
В последние годы в клуб постоянно приглашают выступать бардов, психологов, историков, писателей. Темы лекций, по возможности, обсуждают с профессионалами — такой принцип. Недавно в клуб пришла новая женщина, которая оказалась специалистом по японской поэзии. Валентин Яковлевич предложил ей прочитать маленький «японский» курс. Нина Викторовна говорит, что поначалу было очень удивительно: это важная часть далекой, незнакомой культуры. «Оказывается, эту тему нельзя начинать, пока аудитория не прочувствовала, что такое дзен — что это за особая философия. Так вот, не прочувствовав, что такое дзен, понять, собственно, сущность японской культуры и в особенности японской поэзии просто невозможно» — рассказывает Нина Викторовна. Когда она шла домой после одной из «японских» лекций, увидела рядом с дорогой ежика и сочинила хокку. На следующей лекции Нина Викторовна поделилась сочинением с клубом и получила «зачет»: «Все-таки японская поэзия это удивительно! Надо ведь уметь так взглянуть на мир вокруг, чтобы ежик на травке создал у тебя в голове образ, глубину, которую можно выразить в нескольких строчках».
«У нас полная демократия»
У клуба «Пробуждение» есть строгий устав: цель — поэзия и воспитание «чувства прекрасного», запрещено спорить о политике и религии, высказывать неконструктивную критику. Устав было решено составить, когда занятия стал посещать человек, принесший нездоровую атмосферу в клуб: «Другого способа, как остановить подобного человека, я не увидел. Этот устав я отправил по почте и сказал, что на следующем заседании мы будем принимать устав голосованием. Те люди, кто не захочет поддержать правила устава, могут быть исключены общим голосованием. Человек больше не пришел. Получилось, что мы никого не исключали, но предупредили». Валентин Яковлевич говорит, что во многом опирается на древнегреческие принципы. У каждого есть право высказаться и быть дослушанным до конца, полемика только по правилам. Клуб — не школа, а общество увлеченных общим делом: «У нас полная демократия: я никогда не читаю своих стихов много, иногда даже вообще не читаю, потому что не в этом моя задача. Я своей личностью, своим мнением не стараюсь на кого-то давить, кого-то к чему-то склонять». Члены клуба отмечают, что их привлекает именно такой подход руководителя: участники в основном пенсионеры, каждый со своим опытом и представлением о мире. Ученые из Института исследований мозга при Калифорнийском университете, отмечают, что с возрастом благодаря накопленным с годами знаниям, увлечение новым делом позволяет людям осознаннее и с большим удовольствием его осваивать. «В таком вот круговращении происходит обмен идеями, что очень важно для развития человека любого возраста. И хотя возрастной состав нашего клуба далеко не молодежный, я считаю, что человек должен учиться всю жизнь. Я сам этому всю жизнь следую. Человек, который отказался учиться, сам себе сказал, что он уже все знает, он остановился в развитии. Я стараюсь не допускать таких настроений среди наших поэтов», — говорит Валентин Иванов.
Клуб собирается во второе и четвертое воскресенье месяца. Занятия обычно проходят так: сначала лекция на 30-40 минут, затем неформальное общение по теме, представление домашнего задания, обсуждение. Иногда заседания затягиваются: выслушать нужно каждого, а темы увлекают очень сильно. «Здоровая дискуссия сама по себе вытекает из занятия. Так, что ты потом еще какое-то время размышляешь над всеми вопросами», — говорит Нина Вершинина. Разные профессии, разные взгляды на мир дают участникам большее поле для обсуждений и размышлений. Валентин Яковлевич считает, что искусство — самая сложная часть культуры, совершенно непохожие друг на друга люди тяготеют в итоге к одному: «Конфликт физиков и лириков — это идеологема. Мир гораздо более многоцветен и многогранен, чем нам это раньше представлялось. В философии нет единой мысли, здесь все мнения истинны. Нас учили, что в мире существует две грани: либо это ложь, либо это истина. На самом деле, математики знают, что есть такие многозначные логики: в них не две альтернативы, их гораздо больше. И наша реальная человеческая жизнь нас, как правило, учит именно этому. Человек начинает это понимать не сразу, а с годами».
У каждого участника клуба есть своя история о том, почему он решил сюда прийти. Это все глубокие личные переживания. Главное, что все они ищут — круг единомышленников, атмосфера товарищества, возможность реализовать свои интересы. Кроме заседаний, клуб старается отправлять участников на конкурсы, хотя бы и между клубами. Валентин Иванов считает, что в какой-то момент жизни наступает необходимость выплескивать поглощающие мысли, не разрешая себе утопать в проблемах: «Требовательность, которую человек воспитывает в себе годами, позволяет ему отбирать из всего, что приходит в голову, то, что можно достойно представить людям. Я начал писать настоящие стихи, когда у меня в жизни произошла трагедия. Такие события — это как некий толчок, который раскручивает маховик. И дальше уже, раз маховик раскручен, он должен вращаться».
Таня Михайлина