Мой путевой огонёк в 130-м лицее

Всё началось с ошибки паспортистки. Давно, ещё до моего рождения, даже до рождения самой Татьяны Сергеевны, Сергей Клокоцкий пошёл получать свой первый паспорт. Фамилия как фамилия, с самым обыкновенным корнем «клок»: как клок волос или клок сена. Может быть, у паспортистки дрогнула рука, или она просто без разбора записывала всё, как слышит. Так или иначе, Клокоцкий стал Клакоцким. А позже у Сергея родилась дочь Таня, которую сейчас в моей школе называют Татьяной Сергеевной или просто – Клак.

Татьяна Сергеевна Клакоцкая преподавала у меня обществознание и право четыре года. Для меня её уроки всегда были чем-то особенным; в Татьяне Сергеевне удивительным образом сочеталась любовь к точно выверенным остроумным комментариям и беспрекословно требуемая суровая дисциплина. И правда: спроси любого в школе, начиная класса с седьмого, и тебе обязательно скажут, что нельзя делать на уроке у Клак. Это свод правил, который каждый ученик 130 школы даже после выпуска знает на зубок:

Пункт первый. Не жуй жвачку. [Дурной тон. В наказание останешься после уроков и будешь чистить все столы в кабинете 312 от резинок. Потому что в кабинете 312 проходили не только уроки обществознания].

Пункт второй. Не качайся на стуле. [Потому что сломаешься либо ты, либо стул, и уж лучше это будет не школьная мебель].

Пункт третий. Не используй телефон на уроке. [Или будешь наказан, разлучён со своим верным электронным товарищем на веки вечные. Минут на сорок].

Пункт четвёртый. Не подсказывай своим одноклассникам ответы в тесте. [Или Татьяна Сергеевна настигнет каждого из вас].

И самое главное, пятое правило: ни при каких обстоятельствах не опаздывай на урок в кабинете 312.

Опоздание на обществознание – это самый страшный проступок. Опаздывать на урок Татьяны Сергеевны – это уже не попасть на него. Не узнать, что нового в российском законодательстве, не обсудить последние новости России, не написать план к ЕГЭ по обществознанию, не посмеяться над шутками, озвучиваемыми с учительского стола молодым, казалось, не тронутым временем голосом.

А время Татьяну Сергеевну касается осторожно. Она бежит с ним наперегонки, и я до сих пор удивляюсь, откуда столько энергии и сил в таком небольшом, но крепком теле. Откуда столько остроты и мудрости во взгляде светлых глаз под очками, откуда столько юношеской лёгкости в коротких, кудрявых, немного поседевших у корней волосах.

Кажется, трудиться она не перестанет никогда: даже сейчас работа учителем у неё не единственная. Татьяна Сергеевна пронесла через всю жизнь свою мечту танцевать. Ей пришлось бросить занятия в хореографическом коллективе, выйдя замуж и выбрав семью. После нескольких лет работы творческим организатором в школе она приняла предложение преподавать детям. Татьяна Сергеевна отучилась на педагога, и сегодня она может совмещать работу учителя обществознания с работой спортивным инструктором: хоть и не танцует, но активно двигается, а движение для неё – неотъемлемая часть жизни.

Клак любит своих учеников. Ругается, ставит колы за просроченные задания, но любит. Я с ней сблизилась в девятом классе, когда мне предстояло сдавать ОГЭ по обществознанию. Групповые посиделки социально-правового девятого класса за решением огромного количества тестов запомнились мне раз и навсегда. Татьяна Сергеевна вообще привила мне любовь к тестовым заданиям и к вынужденной кропотливой сидячей работе. Вместе с ней мной были изучены многие правовые дисциплины, а особенной для меня является сфера избирательного права. В десятом классе Татьяна Сергеевна пригласила команду из нашего класса, куда входила и я, на городской конкурс будущих избирателей. Выученные особенности избирательной системы России теплым воспоминанием мелькнули в моей голове 8 сентября, когда я уже в свои восемнадцать лет впервые проголосовала на избирательном участке в своей школе. Татьяна Сергеевна вырастила из меня гражданина.

Клак любит поговорить. Клак любит пошутить и посмеяться, разбрасываться смешными или игривыми словами, вплетая их в образовательный процесс и включая всех присутствующих в учёбу.

– Сами себя наказали, – строго произносит Татьяна Сергеевна про отсутствующих на контрольной работе учеников.

– ’Нет’ скажешь в ЗАГСе, – весело отвечает Клак, а эта фраза уже как будто часть урока в 312 кабинете, это дерзкое и ироничное высказывание, достойное быть выцарапанным на скучных однотонных школьных стенах. Усталость и четыре часа сна в глазах Татьяны Сергеевны сгорают в любимом занятии, рассеиваются в утреннем растворимом кофе.

Я закончила школу, я ушла, но не могу представить себе, что из неё может уйти Татьяна Сергеевна. Маленький юркий огонёк в коридорах многолетнего здания, который каждую ночь сгорает, чтобы на следующий день светить снова – провожать в новую жизнь учеников школы на улице Учёных 10.

Елизавета Власова