Половое просвещение в российских школах – необходимые меры или развращенная прихоть?

Еще недавно мир потрясла премьера второго сезона популярного британского сериала «Половое воспитание», в сюжетных хитросплетениях которого поднимаются важнейшие темы полового просвещения подростков.         Сдолей иронии, смотря на происходящий в школе хаос из-за эпидемии хламидий, думаешь, что только в сериале не могут знать о том, как передаются подобные болезни. А когда на YouTubeвыходит фильм Юрия Дудя «ВИЧ в России» и становится и вовсе не до смеха, ведь большинство зараженных просто не имели достаточных знаний о распространении различного рода ЗППП.

Возможно, если бы в школах ввели предмет «Сексуальное просвещение», можно было бы избежать не только распространения венерических болезней, но и подростковых абортов, снижения возраста первого полового контакта и невежества.

Зачем нужно половое просвещение?

Вместо грамотного объяснения об анатомии и физиологических особенностях, дети получают скудную главу в учебнике биологии и ОБЖ, которую учителя чаще всего пропускают.Да и глава эта появилась лишь в конце 20 века, потому что, как гласит знакомая фраза, в СССР секса не было.

Но сексуальное просвещение, как отмечено в педагогическом терминологическом словаре, – это не секс как таковой, амедицинские,психологические, морально-нравственные знания о сексуальности человека, об анатомии и физиологии, размножении, репродуктивном здоровье, а также о ЗППП, противозачаточных и эмоциональных аспектах сексуальности и отношений с партнером.

На вопрос автора:«Почему как взрослые, так и подростки боятся и стесняются темы секса и сексуального просвещения?»– новосибирский психолог, специализирующаяся на сложностях в сексуальной сфере, Полина Герасимова отвечает: «Тема секса во все времена была табуированной. С ней связывали падение нравов, снижение значимости брака, раннее начало половой жизни, рост ЗППП и много другое».

Мировой вопрос

Самой первой страной, поднявшей тему полового воспитания, стала Швеция, в школах которой его ввели еще в 1955 году. Незнание родителей о способах контрацепции и, как следствие,незапланированныебеременности, стали причиной появления программыполового воспитания. К 70-м годам программа появилась во Франции и Германии.

В рамках этого предмета не только рассказывают о способах предохранения, как может показаться на первый взгляд. В большинстве стран, куда проникла идея полового воспитания детей, егоначинают с младших классов, меняя темы в зависимости от возраста учеников. Конечно же, с маленькимидетьми никто не обсуждает сексуальные отношения, но о гигиене, «правиле нижнего белья» и объясняют, что разного между мальчиками и девочками. С более взрослыми детьми постепенно начинают разговаривать о сексуальных домогательствах, учат говорить «нет», а также просвещают в вопросах полового созревания, причинах и последствиях секса, ориентации.

Сейчас же сексуальное просвещение стало нормой для большинства стран Европы.  Специалисты Фонда народонаселения СШАсчитают, что половое воспитание способствует снижению уровня нежелательных беременностей и заболеваний ЗППП, а также помогает подросткам с самоидентификацией.

Основные принципы сексуального образования, которых придерживаются за границей, зафиксированы в документе ВОЗ «Стандарты сексуального образования в Европе». В них отмечается, что сексуальное образование начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении юношества и совершеннолетия.

Так или иначе, политика сексуального просвещения в школах определяется каждым государством самостоятельно. Но, несмотря на это,у детей есть возможность получить необходимую информацию не только на уроках, но и на специально созданных ресурсах, которые не относятся к государственной программе.

В 2001 году IPAC (Центр обработки и анализа инфракрасных наблюдений) создала объединение некоммерческих организаций, занимающиеся вопросами ЗППП и СПИДа, команду по СПИДу и Ассоциацию ВИЧ-инфицированных Фландрии,  получившее название SENSOA. Бельгийская организация SENSOA, финансируемая фламандским правительством за счет налогов, активно подвигает сайт Allesoverseks, на котором можно получить любую необходимую информацию на тему полового воспитания, всего лишь нажав на нужный пункт.

Особое внимание, благодаря простоте интерфейса и  большому количеству тем,  привлекает созданный при поддержке Федерального министерства здравоохранения Германии интернет-ресурс Zanzu  «Мой организм в словах и картинках». Этот ресурс был создан BZgA – специальным учреждением, входящим в круг деятельности немецкого Федерального министерства здравоохранения, Федеральным центром просвещения по вопросам здоровья, и Sensoa. Его безусловным плюсомявляется визуальная часть и аудио-оснащение, которое заменяет массивные и порой скучные блоки текста. Кроме того, данный ресурс доступен на 13языках, в том числе и русском.

Мнение России

В 2014 году Госдума утвердила Конвенцию о правах ребёнка, в которой предусматривается введение полового просвещения в школах. Обещанный курс так и не ввели, а осложнил его появление закон 2012 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», по которому запрещено описывать и изображать действия сексуального характера детям до 16 лет.

Почему в России пытаются запретить половое воспитание? Отвечая на этот вопрос автора,сексолог Полина Герасимова, опирается на опрос,НИУ ВШЭ 2013 года, где 38% родителей несовершеннолетних оказались против введения подобных уроков, потому что это противоречит нормам морали и нравственности, а также может спровоцировать нездоровый интерес к сексу.

Однако,количество нежелательных беременностей среди девушек в возрасте от 15 до 19 лет остается высоким и, возможно, этого можно было избежать. По данным ЮНФПА на 2013 год, на тысячу российских девушек приходилось до 30 беременностей.А более 60 % россиянок занимались сексом до того, как достигли 19-летнего возраста.

Что же Новосибирск?

Анна, мама одно из опрошенных автором новосибирских семиклассников, говорит: «Попытки поговорить о взаимоотношении полов были, но, как правило, они заканчивались смешками со стороны ребенка, неким протестом и уверениями, что он сам все знает. Поэтому я только «за» идею сексуального просвещения в школах. Раз дети не воспринимают своих родителей всерьез, то организованные уроки или лекции на эту тему будут им полезны».

Сами подростки думают так же. В ходе проведенного автороманонимного опроса, в котором приняли участие 209 учеников трех новосибирских школ в возрасте 14-19 лет, выяснилось, что 87% считают половое воспитание в школах необходимым, причем 20,7% выступают за введение его в школьную программу на постоянной основе, а 76,9% за проведение его в виде периодических лекций.  Основными причинами необходимости полового воспитания подростки называют большое количество нежелательных беременностей и ЗППП.

Множество вопросов и никаких ответов

Так как же разговаривать с подростками на эту тему, и кто должен заниматься просвещением, учитывая, что в России нет никакого стандарта на этот счет? Неудачно выбранный преподаватель –самая настоящая катастрофа для восприимчивого ребенка. Так, например, на портале «Мел» можно прочитать о том,как священник, пришедший в школу проводить урок нравственности, рассказывал детям о том, что информация от всех партнеров женщины передаётся её ребёнку, а, если судить по показанному в Краснодарском крае на уроке ОБЖ фильму, про который писали на Meduza, девушка, имевшая более одного партнера, — «генетическая помойка».

Кроме того, немаловажным остается вопрос о том, с какого возраста следует вводить данный предмет. По этому поводу сексолог Полина Герасимова говорит: «Сексуальное образование нужно всем людям, но в каждом возрасте у него свои задачи. Например, детей до трех лет мы учим правильным названиям всех частей тела, в том числе и половых органов, а также объясняем, если ребенок, конечно, задает этот неловкий вопрос, откуда берутся дети. Кстати, этот вопрос будет возникать в течении всего детства, и каждый раз мы будем отвечать на него ребенку с учетом его возраста. Для подростков являются актуальными другие темы: изменения в теле, отношения, ранние проявления сексуальности, возраст начала половой жизни, контрацепция и так далее. Для юношей и девушек эти же вопросы открываются с другой стороны».

Как узнать?

Так как, не просто в Новосибирске, в России никто централизованно не занимается темой сексуального просвещения подростков, на себя эту обязанность берут самые разные учреждения.

В 2019 году ЮНЕСКО запустило в российской соцсети «Вконтакте» просветительский проект«Двор». Как указано на самой странице, в сообществеговорят о физиологии и психологии человека без стыда и ужимок. Там обсуждают множество волнующих и щекотливых тем, начиная контрацептивами, заканчивая депрессией, а разбавляют их забавными мемами.

Некоторые новосибирские школы организуют для своих учениц отдельные встречи-лекции с гинекологом. На помощь в этом к ним приходят известные бренды. Также эти бренды создают специальные сайты, например, P&G, где рассказывают о половом воспитании и том, как правильно пользоваться средствами женской гигиены.

В 2018 году новосибирский благотворительный фонд «Солнечный город» совместно с НГУ выпустил проект«Учимся понимать ребенка: руководство для взрослых»– в рамках просветительской работы. Проект представляет собой видеокурс на платформе Coursera, где эксперты фонда рассказывают, как грамотно говорить с детьми на сложные темы – в том числе и о сексе.

Но на вопрос о том, что должно случиться, чтобы в России перестали бояться темы сексуального воспитания, сексолог Полина Герасимова отвечает: «Поможет только время, объективная информация об эффективности сексуального просвещения и огромный труд специалистов. Тех специалистов, которые имеют подготовку, способны говорить об этом и доносить информацию в доступной форме».

Мария Козлова