ЗА КУЛИСАМИ «ПЕРВОГО ТЕАТРА»

«Первый театр» — один из самых молодых театров Новосибирска. За двенадцать лет в его репертуаре появилось около сорока спектаклей и театральных проектов. Его главная особенность — отсутствие постоянной площадки. Как работает мобильный театр и что скрыто от глаз зрителя, узнала Диана Джафарова.

НАЧАЛО

Молодёжный драматический театр «Первый театр» основали сотрудники Новосибирского государственного театрального института (НГТИ) Сергей Афанасьев и Павел Южаков, а труппу составили выпускники их курса. Здесь студенты и выпускники театральных институтов делают первые шаги по карьерной лестнице. Они выступают на разных площадках: в «Красном факеле», в ТК «Пуля», в «Доме актёра», в лофт-парке «Подземка» и так далее.

Каждое пространство требует адаптации спектакля «под себя» — это одна из проблем мобильности театра. Но, по словам художественного руководителя Павла Южакова, «Первый театр» справляется с ней:

— Мы всегда „соизмеряем шаги с длинной ноги“ и планируем спектакль так, чтобы он мог встать на любые площадки.

В репертуаре «Первого театра» есть как классические постановки, так и экспериментальные. Павел утверждает, что в театре важно пробовать новое, так как это помогает не стоять на месте: «Необходимо знать, чем интересуются другие люди, чтобы всем вместе двигаться вперёд».

АТМОСФЕРА
Репетиции «Первого театра» — отдельный вид искусства. Они проходят на небольшой камерной площадке в концертно-театральном центре «Евразия». Особую атмосферу создают приглушенный свет и полупустой зрительный зал — там изредка появляются сотрудники театра.

— Увидишь раз и уже трудно оторваться, — шёпотом говорит Надежда Фролова, невысокая женщина в пастельном тёмно-малиновом платье и с довольно приятной улыбкой на лице. Она заведует костюмерной театра. На репетиции детского спектакля «Голый король» Надежда — единственный зритель.

Первые минуты репетиции занимают смех и суета: актёры надевают костюмы, повторяют текст, шутят:

— Захар, давай нарисуем тебе усики и монобровь.

Захар играет главную роль в детской постановке, он — король. Красное, тяжёлое на вид пальто превратило его в настоящего самодержца. «Давайте начинать», — спокойным тоном говорит худрук Павел Южаков, зал моментально охватывает тишина, и простые люди перевоплощаются в любимых всем героев сказки Ганса Христиана Андерсена.

Павел называет театр «добровольной диктатурой», потому что «демократии в театре быть не может», а на первом месте должна стоять этика. Но, хоть актёры и следуют строгим правилам, в «Первом театре» царит атмосфера любви и понимания:

— Мы стараемся жить этикой внутри коллектива, чтобы любовь рождала творчество.

Рано или поздно актёры устают: как физически, так и эмоционально. Всему виной неустойчивый график: театр работает и по праздникам, и по выходным. «Ты начинаешь привыкать к такому режиму ещё с театрального института, и это дело становится твоей жизнью», — рассказывает артист «Первого театра» Даниил Душкин. Но отдых артиста не такой, как у всех:

— Обычно отдых — это какая-то стагнация, а тут через действие ты становишься более энергичным.

Сцену артисты называют «местом силы». Ксения Шагаевская, работающая в коллективе «Первого театра» уже пять лет, утверждает, что сцена — это «то место, где ты можешь быть настоящим». Даже если ты чувствуешь себя опустошённым, эмоции зрителей и актёрская игра помогают справиться с любыми проблемами.

ПОДГОТОВКА
Постановка спектакля требует полной отдачи.

— Мне кажется, есть такие люди, которые думают, что мы вообще ничего не делаем, — воодушевлённо рассказывает Ксения. — Но даже самая маленькая роль забирает у тебя столько сил, столько энергии.

Для актрисы создание сценического образа — процесс мучительный. Прежде чем выйти на сцену, ей нужно подготовить себя эмоционально. Порой Ксения несколько недель проводит «в думах», пытаясь полностью прочувствовать новую роль. Хоть это и тяжело, но «главное — перебороть свой страх».

Для Даниила погружение в роль — это познание. Он часто по несколько раз перечитывает сценарий и книги, которые имеют отношение к постановке. Это помогает ему изучить эпоху, характер персонажа, акцентировать внимание на деталях: «По сути, ты заново простраиваешь жизнь этого человека».

Волнение перед выходом на сцену, по мнению актёров, неизбежно. Учащается дыхание, трясутся руки, колотит сердце. Даниил следует совету Светланы Галкиной, своего мастера из театра «Глобус»: «Она говорила, что волнуешься не ты, а твой персонаж. От этого становится гораздо проще».

КОСТЮМЫ
На втором этаже КТЦ «Евразия» есть довольно маленькая комната, полностью забитая вещами — это костюмерная «Первого театра». Чтобы протиснуться внутрь, нужно очень постараться. В ней хранят около сотни костюмов, остальные — на полках вдоль коридора.

— Для постоянно растущего театра это становится проблемой, — рассказывает заведующая костюмерным цехом Надежда Фролова, — нам бы места побольше.

Каждый костюм спрятан в чехол, чтобы материал не повредился при перевозке. На чехлы наклеены белые стикеры, на которых чёрным маркером выведены имена актёров и персонажей. Создают костюмы не всегда с нуля, в основном их покупают и дорабатывают. Одежду, которая использовалась в списанных с репертуара спектаклях, не выбрасывают. Ей дают новую жизнь в других постановках или отправляют в подбор — костюмы и реквизит, которые актёры могут попросить на время репетиции. Они так же хранятся на полках в общем доступе.

ДЕКОРАЦИИ

Декорации и реквизит к спектаклям разрабатывают художники: рисуют, создают макет, согласовывают с руководством. После проект отправляют в специальные фирмы, которые занимаются изготовлением декораций для «Первого театра». Сотрудники театра редко создают декорации самостоятельно: у них нет своего цеха. Однако с реквизитом дела обстоят проще. За него отвечает Вера Караблина.

— Реквизит чаще всего мы создаём сами, потому что это можно сделать здесь и сейчас, — рассказывает Вера. — Но когда нам нужны простые предметы, например, посуда, мы готовим рисунки, покупаем и модернизируем её.

От старых декораций и реквизита, как и от костюмов, не избавляются, а находят им применение в новых постановках:

— Театр — это такое место, где никогда ничего не выбрасывается и всегда всё хранится.

Для хранения реквизита и декораций в помещении театра тоже есть отдельные комнаты. Все вещи спрятаны в подписанные ящики, у каждого из них есть своё место. Порядок необходим, чтобы ничего не забыть и не потерять при перевозке. Но, несмотря на это, трудности всё же возникают: вещи очень быстро изнашиваются.

 ЗАКУЛИСЬЕ
Во время просмотра спектакля мы видим готовую картинку, но что же скрыто от глаз зрителя? Если заглянуть за кулисы, то перед тобой открывается другой мир. Коллектив «Первого театра» напоминает большую дружную семью.

— Мы разговариваем на разные душещипательные темы, мы бесимся, — с улыбкой делится Ксения, — общаемся на политические темы, темы спорта, еды, делимся впечатлениями.

И действительно, пока из зала раздаются громкие аплодисменты, за кулисами жизнь идёт полным ходом.

Однако, если спектакль серьёзный и требует определённого настроя, то актёры проводят время с пользой, «наедине с самим собой». Кто-то просто сидит на одном месте, кто-то ходит из стороны в сторону, но каждый актёр погружён в свои мысли.

АМБИЦИИ

С каждым годом «Первый театр» развивается всё больше и больше. При выборе нового спектакля руководители следят за новыми течениями и опираются на тенденции, чтобы «не отставать от других». Павел Южаков считает, что русскому менталитету больше свойственен психологический театр, и именно это активно проповедует «Первый».

Цели у коллектива «Первого театра» малые, но великие:

— Мы стремимся к любви зрителя.

Но чтобы её заполучить, как отметил Павел, актёр должен наблюдать за жизнью через свой талант и дарить его зрителям.

«Первый театр», по мнению Павла, отличается от других «молодой энергией». Средний возраст артистов — 27 лет. В этом возрасте актёры могут полностью отдаться профессии.

Во время самоизоляции культурные и развлекательные организации переходят в онлайн, и «Первый» — не исключение. Сотрудники театра подготовили отдельную онлайн-программу на YouTube-канале. Подробнее о трансляциях читайте на официальном сайте «Первого театра».

Диана Джафарова

Фото автора