Зачем оставаться, когда хочется уйти?

У моей мамы есть подруга — соседка, которая живет в квартире напротив. Они познакомились, как только наша семья переехала в этот дом, и между ними завязалась крепкая дружба. Они стали выручать и поддерживать друг друга. Почти каждую неделю по пятницам, или в выходные, либо мама уходит к ней, либо я встречаю их на нашей кухне, беседующих обо всём, чём только можно.

Знакомьтесь, Наташа.

Я помню, как она заглядывала в мою группу в детском садике, чтобы проверить, всё ли у меня в порядке, а потом позвонить моей маме и всё изложить.

Наташа работает воспитателем в детском саду уже больше двадцати пяти лет. Сюда она пошла, потому что «мама сподвигла», а на вопрос «Некуда больше было идти работать?» отвечает одобрительно. Первые годы она была помощником воспитателя, которых здесь принято называть нянечками, а уже потом заочно отучилась в педагогическом и доросла до воспитателя.

Её обычный рабочий день начинается в шесть утра, если к первой смене, а если не к первой, то в семь, чтобы отвести сына в сад к восьми. Затем около пяти-шести часов с детьми. Различные занятия, игры, прогулки, кормёжка, «слежка» за тем, чтобы никто не поранился, ничего не сломал, никуда не упал, никого не ударил или не укусил.

Обычно в группах числится по двадцать с лишним воспитанников, но Наташа работает не в простой группе, а в логопедической. Здесь меньше детей (сейчас в группу ходит девять ребят), меньше рабочий день (на час), больше зарплата (надбавка за специализацию группы) и помимо двух воспитателей и их помощницы появляется ещё специалист-логопед.

Когда Наташе предложили работу в такой группе, она долго сомневалась. Вроде плюсов много, но появляется новая ответственность, меняются методы работы. Детей меньше, однако, Наташа говорит, что «они могут собой и двадцать заменить». Здесь собирают детей не по возрасту, а по проблемам с речью. «Они считаются детьми с ограниченными возможностями здоровья. Из-за речевых проблем у них возникают как бы поведенческие отклонения: кто-то гиперактивный, кто-то наоборот замкнутый. К каждому надо подобрать индивидуальный подход, с каждым нужно заниматься отдельно. Помимо того, что мы свою программу реализуем, мы ещё реализуем программу по речевому развитию с логопедом: всё, что она нам даёт, мы выполняем с каждым индивидуально».

Однако главной проблемой для Наташи стала работа ни столько с такими детьми, сколько с самим логопедом. У неё уже несколько лет не складываются отношения со специалисткой, которая работает в их группе. Всеми силами Наташа пытается налаживать с ней контакты, но безуспешно. Последняя недомолвка привела к тому, что Наташа в слезах пришла к заведующей писать заявление об увольнении. Конфликт не был разрешён, «садик не хочет терять обоих сотрудников». В кабинете заведующей был долгий, и во многом бессмысленный разговор, а Наташа этот день провела с температурой и ещё несколько дней с нескончаемой головной болью.

Такой режим пять дней в неделю, за исключением тех, когда приходится работать в две смены. Такое случается, когда напарница не может работать, из-за больничного, например, или если что-то из других коллег попросил «подмениться». После таких дней сил совсем не остается.

А что не так?

Воспитатели работают по пять дней в неделю, однако в выходные «дети» не отпускают. «Мне не нравится то, что у меня много работы как бы дома, бумажной работы, в выходной день. Приходится заниматься планами, разрабатывать конспекты, писать отчеты. В рабочее время, когда ты с детьми, это невозможно делать, нельзя бросить детей и сесть писать отчет, это только когда ты дома находишься». Часто в выходные звонят и пишут родители по каким-то вопросам, иногда, когда отвечать совсем неудобно.

Как и у всех, у Наташи есть семья и домашние дела. У неё двое детей: дочка, которая оканчивает школу, и сын, который ходит в садик, где она работает. Муж Наташи работает вахтами: неделю — дома, неделю — на работе. Бывают такие дни, когда муж на работе, дочь на учебе, сын болеет, а оставить его не с кем — надо на работу. Родственников в городе мало, а те, что здесь, не всегда могут отозваться.

Несмотря на то, что за спиной многолетний стаж, опыт, привычка, Наташе всё равно становится сложнее работать, особенно в связи с реформированием образования. Так же, как и учителям в школе, педагогам детских садов приходится совершенствовать свои навыки, обучаться чему-то новому, повышать квалификацию, и далеко не всем дается это легко. «Может это для более молодых, которые продвинутые, для них это проще и легче, чем для нас. Мы учились ещё в старой вот этой школе, у нас как бы всё по-старому. А сейчас с введение вот этих ФГОСов должны быть новые модели образования. Может быть, мы ещё не до конца понимаем, как это всё делать».

С каждым годом меняются не только поколения детей, но и поколения родителей, взаимодействие с которыми никто не отменял. «Более молодые родители — наглые. Если ты делаешь какое-то замечание или что-то требуешь от них, они начинают огрызаться, вступают в конфликты. Ты вроде стараешься с ними нормально поговорить, объяснить, что и как, а им всё равно». Из примеров Наташа мне рассказала, что некоторые родители задерживают оплату за сад, за что воспитателей «трясёт начальство».

Наташа понимает, что зарплата в её профессии маленькая и что их труд должен оцениваться выше. В среднем педагог дошкольного образования в стране получает двадцать-тридцать тысяч рублей. «Мне повезло, потому что у меня муж хорошо зарабатывает, поэтому меня всё вполне устраивает. Но очень многие женщины, которые работают в образовании, одинокие. Им очень трудно, особенно если есть ребёнок, но нет отца. Им естественно этой зарплаты не хватает. Им приходится работать по двенадцать часов, или даже подрабатывать где-то».

Так зачем оставаться?

— Хотелось бы уйти из профессии?

Да

— Тогда почему не уходишь?

Может, просто как-то пугает что-то новое, перемены в жизни… Потому что у нас как бы в нашем городе трудно найти такую работу, чтобы был удобный график, выходные дни. Маленький город, поэтому для женщины найти такую профессию, чтобы какое-то время быть дома, сложно. Ещё потому что мне нравится, что у нас отпуск в летнее время и он достаточно большой, с выходом на больничный просто. Поэтому и не ухожу.

Наташа не уходит, потому что идти ей некуда. Либо менять детский сад, либо идти в школу психологом, где будет всё примерно так же. Частных садиков, где платят больше, в городе нет, школ — тоже. В свои сорок три она не будет получать новое образование, а на другую работу её без знаний, навыков, а главное — без опыта, никто не возьмет.

Многие педагоги так же вынуждены работать до наступления пенсии, некоторые и после, переживать конфликты с руководством или родителями, выносить все выходки детей, которых они воспитывают. И всё это без возможности что-либо поменять.

Но всё же, главное, что «держит» Наташу в детском саду, — это то, что ей нравится работать с детьми. Её устраивает график работы посменно, её радует, что это не физически тяжёлый труд, что профессия «считается женской». Она продолжает общаться со многими родителями после выпуска детей из сада, узнает, какие успехи у ребят в школе, а при условии того, что город маленький, часто видит, как её воспитанники становятся взрослыми.

Полина Давыденко